Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Напутствие

Переступив порог родного училища пятнадцатилетним подростком много лет тому назад, думал ли я о том, что буду здесь не только учиться, но также преподавать и руководить? Конечно же, нет. Но в чем я не сомневался еще тридцать лет назад, так это в том своем выборе - стать речником. И жизнь сложилась так, что училище стало не просто местом учебы и работы, оно стало частью моей судьбы. По-другому, кажется, и быть не могло.

Я родился и вырос на Волге, в поселке речников Память Парижской Коммуны. Оба моих деда, Яков и Николай, и дядя, и мой отец, братья - все связали свою жизнь с рекой. Из рассказов матери я знал, что оба деда ходили по Волге на старинных пароходах, служили в машинной команде.

Отец мой, Петр Яковлевич, всю жизнь проработал на судоремонтном заводе, ремонтировал суда и готовил их к навигации. Помню, как он безошибочно узнавал по гудку, какой пароход уходил из затона.

Дядя Василий Николаевич первым в нашей большой семье закончил речное училище и работал в пароходстве. Все гордились тем, что он получил специальное образование. В 1965 году старший брат Александр был направлен на работу в Куйбышев в пароходство «Волготанкер», а мы с братом Владимиром приняли для себя очень важное решение и поступили в Горъковское речное училище.

Иван Федорович ГнаткоУчилище - это в первую очередь его учителя, наставники. Они были для нас, курсантов, отцами-командирами, учили нас уму-разуму, формировали характер, давали путевку в большую жизнь. Разве можно забыть нашего первого командира роты Ивана Федоровича Гнатко, подлинного Воспитателя. Жизнь мальчишек, оторванных от дома, родной среды, была в училище строго регламентирована и расписана по часам. Жили мы в Доме курсанта, по 30 человек в кубрике. Тридцать разных судеб и упрямых характеров. Ранний подъем, зарядка, завтрак, затем строем шли на занятия. После занятий - обед, самоподготовка, строевые занятия. И так каждый день. И всегда рядом с нами был Иван Федорович. Внимательный, заботливый, он умел найти ключик к каждому курсанту. Умел в трудную минуту подбодрить, найти доброе слово. А если уж в чем провинишься, то Иван Федорович делал замечание или внушение строго, но без окрика. Интеллигентный, всегда подтянутый, подполковник Гнатко был для нас, курсантов, образцом.

Курсантская жизнь, несмотря на внешнюю регламентированность, была наполнена яркими событиями: это и смотры курсантской самодеятельности, и походы на шлюпках вниз по Волге, и бурные комсомольские собрания. Вместе с нами, восьмиклассниками, в училище учились и ребята постарше, уже отслужившие армию. Многие помнят комсомольского секретаря Виктора Гуляева, инициатора многих интересных дел. Помню, как строго подходили тогда к проступкам комсомольца: за драку, нарушение дисциплины вызывали на комсомольское собрание. За серьезные нарушения отчисляли из училища, но, кажется, тяжелее самого приказа были слова на общем сборе: «Гюйс и ремень снять…» Это было поистине ЧП. Такие случаи имели для всех огромное воспитательное значение.

Одно из старейших училищ страны - Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина - все годы своей работы, а эта вахта длится уже более ста тридцати лет, тесным образом связано с историей страны, в героическую летопись которой вписано немало имен речников - выпускников НРУ.

Училище - это лучшие традиции дружбы, товарищества, верности служения Родине. Навечно зачислен в списки курсантов училища его выпускник Николай Вилков, легендарный старшина, повторивший подвиг Александра Матросова. На вечерней поверке звучит его имя. Ежегодно около бюста героя проходит торжественная церемония посвящения нового пополнения в курсанты.

В музее училища хранятся материалы о Героях Советского Союза И.И.Петрове, М.П.Ступишине, Герое Социалистического Труда Л.В.Пукареве. Завороженно слушают курсанты рассказ хранителя музея П.Д.Шонова об истории, традициях и выпускниках училища. Быстро бежит время, мальчишки взрослеют и разлетаются, как птенцы из родного гнезда, из стен училища, становятся капитанами, штурманами, механиками. Бороздят реки и моря. Но знаю, что эти рассказы они будут передавать уже своим детям и внукам, которые выберут по примеру отцов профессию речника. Не случайно так сложилось, что в училище учились и учатся представители многих династий речников.

Каждую весну собираются в училище его выпускники. Люди разных поколений, они все объединены любовью к своей профессии, к Иолге, родному городу и училищу, где когда-то провели незабываемые четыре года. По традиции их встречает начальник училища или замполит. На всю жизнь остались в памяти встречи, которые проводили Н.К.Медведев и В.А.Банифатьев. Уже будучи преподавателем училища, я сам учился у них педагогическому мастерству, организаторским навыкам, умению работать с людьми.

Особо хочется сказать о Николае Кузьмиче Медведеве. Всю жизнь он отдал любимому делу - подготовке кадров будущих речников, За десять лет, в течение которых был начальником НРУ, он добился того, что училище признано лучшим среди речных училищ страны. Укрепилась материальная база, совершенствовалось методическое обеспечение учебного процесса, серьезное внимание уделялось воспитательной работе с курсантами. Николаю Кузьмичу удалось создать творческую обстановку в коллективе. Подкупали его человеческие качества: ум, воля, целеустремленность, забота о людях.

Н.К.Медведев вел мудрую кадровую политику: старался приглашать на преподавательскую работу тех, кто сам прошел школу курсантской учебы. Помню, как сразу принял его предложение перейти из водного института на работу преподавателем судомеханических дисциплин и часто ловлю себя на мысли, что и сегодня сверяю свою работу с отношением к делу Николая Кузьмича. Что сказал бы он: одобрил, поддержал или нет?

Ныне в училище учатся 1200 курсантов, на заочном - еще 400 учащихся, коллектив преподавателей и сотрудников насчитывает 180 человек. По общей численности это личный состав даже не одного, а целых четырех кораблей! Выпускники получают широко востребуемые современным речным флотом специальности: это судоводители, механики, электромеханики, путейцы, радисты. Ежегодно старшекурсники отправляются в навигацию и работают на судах судоходной компании «Волжское пароходство». После окончания выпускники работают на командных должностях на грузовых и пассажирских судах судоходных компаний Волги, Камы, а также на судах смешанного река - море плавания. Но в какие бы дальние походы ни уходили речники, какие бы красоты других морей, стран и городов ни открывались им, навсегда у них в сердце Волга, Стрелка, Нижний Новгород.

Волга как колыбель, как отчий дом, как первая незабываемая на всю жизнь любовь… Есть особое притяжение в раздолье ее волны, свежести утра, просторах зеленых берегов, размеренной жизни ее тружеников, которые называют себя волгарями. Их отличают трудолюбие, скромность, неторопливость, какое-то внутреннее спокойствие и цельность. Недаром говорят: «Флотские - надежные».

Среди выпускников училища - много именитых капитанов, широко известных всей стране людей. Это Н.Г.Смирнов, долгие годы работавший заместителем министра транспорта России, А.К.Огарков - капитан т/х «К.Симонов», В.А.Махотин - капитан т/х «Ф.Шаляпин», С.А.Селезнев - капитан т/х «Иван Кулибин», М.И.Грушин - капитан т/х «Л.Соболев», С.А.Чибиряев - ректор Московской академии водного транспорта, член Союза художников Ворожейкин, писатель В.Ильин, композитор В.Забыеаев. Но какие бы посты ни занимали наши выпускники, никогда не забывали они родную гавань.

Историю училища создавало не одно поколение. В 1897 году к двадцатипятилетию Кулибинского ремесленного училища вышел исторический очерк «Возникновение, открытие и развитие Нижегородского Кулибинского речного училища». В 1912 году издана книга «Двадцатипятилетие Нижегородского речного училища». Продолжением летописи училища явилась книга Б.А.Шалагина, В.М.Никитина «100 лет на вахте». Книга, которую мы предлагаем читателю, - это, с одной стороны, осмысление пройденного пути более чем за 130 лет, а с другой - попытка заглянуть в его завтрашний день.

Я благодарен моим коллегам - преподавателям и сотрудникам Нижегородского речного училища за то, что они взяли на себя труд продолжить эту летопись.

Училище - это и его планы, и перспективы развития. Жизнь предъявляет новые, более высокие требования к качеству подготовки будущих речников. Вводится новый вид обучения - тренажерная подготовка. В училище уже установлены новые тренажеры РЛС, САРП, ГМССВ, в планах - открытие новых специальностей, таких, например, как сервис на транспорте. С повестки дня не сходят совершенствование профориентационной работы, укрепление связи с производством. Будущее училища - это молодежь. И сегодня ,вглядываясь в лица стоящих в курсантском строю будущих речников, я говорю себе: «Вот твое новое поколение, Волга! Вахта - продолжается…»

Н.П.Савинов