Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище имени И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Из истории заочного отделения нижегородского речного училища

В.Т.ФилимоновВладимир Николаевич ЦыгановРуководство Нижегородского речного училища, обладая достаточно подготовленными в профессиональном смысле преподавателями, в дополнение к дневной форме обучения широко развернуло вечернюю и заочную форму подготовки кадров.

С этой целью на базах приписки флота -- судоремонтных заводах, РЭБах, портах, районных управлениях малых рек, где работает на рядовых должностях на флоте молодежь, не имеющая специальной подготовки, - составлялись группы из молодых работников флота. Согласно действующим программам для средних специальных учебных заведений для организации учебного процесса на местах - на базах ремонта флота и в портах руководство Нижегородского речного училища совместно с отделом кадров баз и представителями училища подбирались помещения для ведения занятий. В основном это учебные классы школ и ПТУ, которые оборудовались пособиями из фонда училища. Преподаватели подбирались из числа опытных, грамотных руководителей флота, заводов, портов. Учебные планы высылались управлением кадров и учебных заведений МРФ в училище, где преподаватели составляли типовые программы, методические указания и задания на контрольные работы по изучаемым предметам. Учебная литература, наглядные пособия, выписки из учебных планов училищем высылались в УКП и УП.

В послевоенные годы флот интенсивно строился, оснащался новой техникой, автоматикой, а водные пути преобразовались в каскад водохранилищ с близкими к озерно-морским условиями плавания. Для комплектования флота кадрами, готовыми работать в новых условиях, грамотно эксплуатировать современный флот в этих условиях, при речном училище по вечерней форме была организована подготовка специалистов-практиков из числа судоводителей, судомехаников, именуемая школой командного состава (ШКС) с 2-годичным сроком обучения в межнавигационный период. Основной задачей ШКС являлось совершенствование знаний по грамотной эксплуатации флота, механизмов, так как строящийся флот оснащался двигателями внутреннего сгорания вместо паровых машин, а условия плавания требовали совершенно другой ориентации при выборе курса на водохранилищах. Школа командного состава при речном училище просуществовала 5 лет, решив основную задачу подготовки кадров для интенсивно строящегося флота.

ШКС окончили и зарекомендовали себя лучшими работниками флота Волги бывший капитан теплохода «Волго-Дон-1», в дальнейшем капитан-наставник Л.В.Пушкарев; бывший капитан д/э «Ленин» С.А.Напитухин, бывший капитан - II пом. механика теплохода «Волго-Дон-5028» А.И.Агапов и др.

Основными направлениями при строительстве судов были улучшение условий труда команды и рентабельность перевозок. Строящийся в те годы флот оснащался автоматикой и сигнализацией для контроля за режимом работы механизмов и дистанционным управлением для изменения режимов работы главных двигателей. Щит автоматики контроля и пульт управления главными двигателями выносился в ходовую рубку, где вахтенный штурман или капитан управляет судном, контролирует работу механизмов, регулирует режим работы главных двигателей.

Наличие дистанционного управления механизмами и контроля режима их работы позволили сократить численный состав экипажа грузового и буксирного флота. Первым экипажем на флоте Волжского пароходства, организовавшим в 1958 году работу по совмещению профессий (сокращенным штатом), был теплоход «Саратов» проекта 576, возглавляемый капитаном - II пом. механика В.Т.Филимоновым и механиком - II штурманом В.Е.Патеевым. Теплоход «Саратов» сошел со стапелей завода «Красное Сормово» в апреле 1958 года и вышел в навигацию со штатом 14 человек при норме 24 человека, без постоянной вахты в машинном отделении.

В последующие годы совмещение профессий стало массовым. Управление кадров и учебных заведений МРФ, пересмотрев учебные программы, утвердило их, чтобы подготовка кадров в речных учебных заведениях велась по совмещенному профилю: судоводитель с правом эксплуатации судовых механизмов и механик с правом судовождения. Для освоения смежных специальностей на вечерне-заочной форме обучения увеличили сроки учебы. На базе неполного среднего образования 5,5 года вместо 4, а на базе среднего образования 3,5 года. В 60-80-е годы подготовка кадров по заочной и вечерне-заочной форме обучения без отрыва от производства приняла более широкий размах.

Многое зависит от четкой работы методистов О.Н.Макарычевой и Л.В.ЧумаковойМногое сделали для улучшения подготовки техников-речников работники вечерне-заочного отделения Б.К.Садков, В.А.Банифатьев, Л.П.Денисов, Г.Н.Чураев, Ю.А.Стариков, Н.П.Савинов, преподаватели училища В.Ф.Шекунов, Л.В.Зимба, В.В.Алферов, Д.Д.Шитов, Л.Н.Лаврова, М.А.Тумакова, Л.А.Владыкина, В.Д.Поляшенко.

Учебный процесс проходил следующим образом. Например, в г. Чкаловск, затон им. 40-й годовщины Октября, на базы флота, заводы, порты выезжали заведующие вечерним отделением, методисты и совместно с работниками отдела кадров, зав. УКП формировали группы учащихся соответствующих специальностей, подбирали помещения для занятий в местных школах или ПТУ.

В конце навигации, в октябре-ноябре, преподаватели училища направлялись в учебные пункты, принимали вступительные экзамены. Приказ о зачислении при наличии соответствующих документов подписывал начальник училища. Из числа инженеров, передовиков производства, подбирали преподавателей. Зачисляли их приказом по училищу в качестве преподавателей-совместителей. Для организации и контроля учебного процесса в учебные пункты направлялись методисты и опытные преподаватели для оказания методической помощи преподавателям-совместителям.

В летний период в Горьковском пассажирском порту изыскивалась комната для консультаций. Составлялось расписание, согласно которому преподаватели училища могли дать консультацию по соответствующему предмету, что в значительной степени облегчало подготовку учащихся-заочников.

Контрольные и курсовые работы, выполненные учащимися, высылались в речное училище на рецензию. В процессе обучения учащиеся изготавливали наглядные учебные пособия в условиях цехов завода (отдельные детали, разрезы наиболее сложных узлов, макеты, плакаты). Чтобы заинтересовать учащихся в изготовлении отдельных узлов, их изделия принимались как выполнение контрольной работы или курсового проекта, что стимулировало учащихся. Курсовые экзамены принимались в УКП преподавателями училища.

Следует отметить немалый вклад в улучшение материальной базы УКП (изготовление макетов, разрезы отдельных деталей, узлов) преподавателей-совместителей Чкаловского, Борского, Городецкого и учебного пункта РЭБ имени Кирова на реке Вятка в поселке Аркуль.

В 1960-1980 годы Горьковское речное училище развернуло обучение речников без отрыва от производства на участке от Костромы до Чебоксар по реке Волге, от порта Касимов до РЭБ имени Жданова по реке Оке, от порта Киров до РЭБ Аркуль по реке Вятка, при Сурском, Ветлужском агентствах малых рек, Вятском, Ветлужском технических участках пути.

По состоянию на 1987 год при училище функционировало 5 учебно-консультационных пунктов (УКП): Горьковский - зав. УКП М.А.Тумакова, методист Л.Н.Лаврова; Борский - зав. УКП А.В.Торованова, методист Э.Н.Калашникова; Городецкий - зав. УКП Т.М.Петешина, методист Калашникова Э.Н.; Чкаловский - зав. УКП Р.П. Потапова, методист Г.К.Латникова; УКП при заводе «40 лет Октября» - зав. УКП Л.Г.Миронова, методист С.Г.Бобрович.

Кроме того, имелось 4 учебных пункта (УП), где проводились установочные занятия, учащиеся выполняли домашние контрольные работы, курсовые проекты и высылали на рецензию в училище. Лабораторно-экзаменационная сессия проводилась для этих учащихся в училище. Учебные пункты курировались методистами, а на местах повседневно инспектором отдела кадров, отвечающим за подготовку и организацию обучения: в УП Кинешемского порта инспектор А.Ф. Степанова, в УП при заводе «Память Парижской Коммуны» - М.С. Минеева, в УП при РЭБ «Память Кирова» на реке Вятка - Н.Г.Заболотский, в УП Чебоксарского порта - Г.Ф.Наплавкова.

Из числа учащихся, окончивших речное училище по вечерне-заочной форме обучения, звания «Почетный работник речного транспорта» и в дальнейшем «Почетный работник транспорта России» были присвоены Владимиру Павловичу Назарову - бывшему капитану-механику т/х «Волго-Дон-141», Александру Васильевичу Кадерову - бывшему капитану-механику т/х «Волго-Дон-133», Анатолию Ивановичу Агапову - 2-му пом. механика т/х «Волго-Дон-5028». Медалью «300 лет Российского флота» награждены многие выпускники вечерне-заочного обучения, в частности Михаил Иванович Баржеев -- бывший механик-наставник флота Городецкой базы технического обслуживания флота и многие другие.

В настоящее время формы подготовки специалистов радуют своим многообразием. Заочная система обучения хороша для работающих граждан, жителей удаленных районов, она чрезвычайно выгодна предприятиям, в особенности транспортным, наконец, в ней заинтересовано общество в целом, поскольку при относительно небольших затратах обеспечивается рост профессионального и общекультурного уровня населения.

Заочному отделению при Нижегородском речном училище уже более ста лет. За это время в его истории было всякое: и взлеты, и падения. Сегодня наше отделение работает стабильно, и это не может не радовать. Внедрение платных услуг, организация различных курсов позволяют нам «оставаться на плаву» и показывать хорошие результаты в работе. В настоящее время заочно обучаются 400 человек. Мы готовим высококвалифицированных специалистов по четырем специальностям: судоводительской, судомеханической, электромеханической и экономической.

Учебная работа отделения ведется в соответствии с программами и учебными планами, действующими на очном отделении. Спецификой заочного обучения является обогащение теоретическими знаниями студентов, занимающихся на местах практической профессиональной деятельностью. Обучение ведется опытными преподавателями, такими, как В.Т.Филимонов, А.А.Мухин, В.С.Вдовин, И.И.Дергунов, В.Ф.Шекунов, В.Д.Поляшенко, Н.П.Арнаутов, Е.А.Клюшина, О.И.Макарычева, В.Н.Сметанин и др.

Наше заочное отделение старается идти в ногу со временем. Продуктивно работает специальность «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». К работе привлечены опытные педагоги не только училища, но и Водной академии. Высокий уровень преподавания гарантирует выпуск хорошо подготовленных специалистов, многие из которых продолжают дальнейшее обучение в вузах.

Где только не трудятся наши выпускники! Они работают практически во всех судоходных компаниях как на судах речного, так и смешанного река - море плавания. Со многими из бывших курсантов сохраняются дружеские и профессиональные связи.

Заочное обучение во всем мире ценится крайне высоко. Его эффективность основана на сочетании больших тиражей высококачественных методических материалов с гибкостью учета интересов обучаемого. Коллектив нашего заочного отделения трудится с полной отдачей и прекрасно справляется с трудностями, которые продиктованы временем.

Хотелось бы видеть заочное обучение в ближайшие годы основанным на единстве установочно-консультационных сессий и самостоятельной работы обучающихся, оснащенным комплектами учебной и методической литературы, электронно-вычислительной техникой.

В.Т.Филимонов, В.Н.Цыганов