Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

История училища

Кулибинское ремесленное училище (1872-1919)

Первого апреля по новому (19 марта по старому) стилю 1872 года в Нижнем Новгороде произошло крупнейшее событие в истории волжского судоходства: в результате многолетних хлопот общественности состоялось торжественное открытие ремесленного училища в память об Иване Петровиче Кулибине.

Мысль о создании в большом волжском городе такого училища принадлежала нижегородскому общественному деятелю историку Н.И.Храмцовскому, впервые высказавшемуся по этому вопросу в печати в 1865 году. Три года спустя, 30 июня 1868 года, по инициативе Храмцовского общественность Нижнего Новгорода отметила памятную дату - 50-летие со дня смерти И.П.Кулибина. На этом собрании образовали комитет по устройству в городе в его память ремесленного училища. Председательство в комитете согласился принять на себя вице-губернатор барон А.А.Фредерикс Был объявлен сбор пожертвований в фонд Кулибинского училища. Первым взносом явились 10 тысяч рублей, завещанные нижегородским купцом А.С.Калинияым-Шушляевым специально на учреждение в Нижнем Новгороде ремесленного училища.

Редакционная комиссия, руководимая членом комитета, нижегородским общественным деятелем и краеведом А.С.Гациским, составила проект Устава училища, основной мыслью которого было «дать детям бедных родителей и сиротам достаточное общее образование и научить их ремеслу, которое давало бы впоследствии возможность жить безбедно трудами рук своих и быть честными и полезными людьми».

Постановили, сообразуясь с наличными средствами училища, принять на полное содержание не более 15 учеников, на первое время учить их только столярному мастерству с тем, чтобы от него перейти впоследствии к наиболее необходимым и наиболее оплачиваемым, по местным условиям, мастерствам: токарному, резному, слесарному, кузнечному и в особенности модельному. На должность смотрителя училища был избран М.Г.Шапошников.

Срок обучения в ремесленном училище предполагался 5 лет, что в наше время соотносилось бы с обучением в техникуме.

Устав был представлен комитетом на утверждение правительству в феврале 1869 года и, подвергшись некоторым изменениям, окончательно утвержден в октябре 1871 года. На основании устава училище состояло в ведении Министерства внутренних дел (что было обычным для дореволюционной России) под наблюдением по учебной части попечителя Казанского учебного округа, в который входили все учебные заведения Нижегородской губернии. Комитет ни устройству в Нижнем Новгороде Кулибинского ремесленного училища был переименован в попечительский совет училища.

Подготовительные работы закончились 19 марта (по старому стилю) 1872 года торжественным открытием Нижегородского Кулибинского ремесленного училища. Первоначально училище не имело собственного помещения и для занятий снимали частную квартиру за 700 рублей в год. В училище был только один класс с 15 учащимися и одной специальностью - столярное ремесло. Ежегодный капитал в 5005 рублей слагался из пожертвований губернского земства, городской думы, Нижегородского городского общественного банка, пароходного общества «Дружина» и частных лиц, главным образом местных купцов, в том числе пароходчика Курбатова. От казны училище не получало ни копейки. Смотритель училища М.Г.Шапошников являлся непременным членом и секретарем совета, в то же время состоял преподавателем арифметики в училище. На нем лежали заведование училищем как в учебном, так и воспитательном отношении, а также хозяйственная часть и счетоводство.

С начала 1873/74 учебного года в училище был открыт второй учебный класс, и к 15 уже обучавшимся ученикам прибавилось еще 10 человек. Открыли вторую специальность - резное по дереву мастерство. Летом 1873 года училище из первоначально снимаемой квартиры перешло в более просторный дом городского головы А.М.Губина. Нижегородское губернское земство удвоило отпускаемую им ежегодную сумму в пользу училища и вместо 500 рублей стило платить 1000 рублей, а уездное земство определило вносить и училище по 450 рублей в год на содержание трех его стипендиа том из детей крестьян Нижегородского уезда.

В 1874/75 учебном году в училище открыли третий учебный класс, в который было принято 18 человек учащихся. Они стали обучиться новой специальности - слесарно-кузнечному и меднолудильному ремеслу. В ноябре 1874 года с частной оплачиваемой квартиры Кулибинское ремесленное училище переводится в новое трехэтажное здание на Большой Печерской улице.

Интересна судьба постоянного здания училища. Вначале это пыл недостроенный трехэтажный дом, принадлежавший генералу Вердеревскому, осужденному по «соляному делу» и сосланному в Сибирь. Губин выкупил этот конфискованный дом, отстроил и передал городской думе. На трех заседаниях дума решала, кому передать дом. Последнее слово было за городским головой, и здание передали во временное пользование, сроком на три года, кулибинскому училищу. Через три года дума вернулась к этому вопросу и настаивала, чтобы совет училища подыскивал себе новое помещение. Однако благодаря вмешательству временного генерал-губернатора графа Н.П.Игнатева этот дом был закреплен за училищем навсегда. Это здание существует в основе современного помещения Нижегородского речного училища им. И.П.Кулибина (впоследствии был надстроен еще этаж).

В первые годы образования училища в нем преподавались, кроме ремесла, лишь русский язык, арифметика и Закон Божий. Потом ввели географию, русскую историю, геометрию, алгебру, физику, технологию дерева и металлов. Само обучение ремеслам было поставлено довольно плохо: очень тесные мастерские училища не могли вместить всех учащихся. Оборудование было весьма скудное, все станки приводились в действие ручным способом самими учениками.

В 1876/77 учебном году состоялся выпуск первых пяти человек, окончивших полный пятигодичный курс обучения в Нижегородском Кулибинском ремесленном училище. Все выпускники оказались впоследствии хорошими мастерами, могущими самостоятельно работать по специальности. Особенно необходимы были для работы в судоходстве выпускники слесарно-кузнечного отделения. Они были первыми квалифицированными кадрами, используемыми на ремонте волжских судов.

Немалую помощь волжскому судоходству оказывали и мастерские училища, выполнявшие по договоренности значительные заказы по ремонту судовых машин и мелких волжских судов.

В 1882/83 учебном году работы учеников по слесарному и столярному делу Кулибинского ремесленного училища были удостоены на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве диплома III степени, соответствующего бронзовой медали.

Почетный член совета Яков Емельянович Башкиров летом 1884 года принял активное участие в переустройстве и расширении училищных мастерских. Проявив инициативу в сборе средств у нижегородских купцов и пароходчиков, внеся сам значительную сумму (3000 рублей), он организовал строительные работы, Вновь отстроенные к началу 1884/85 учебного года мастерские дали возможность значительно увеличить число учащихся. Новая слесарная была отделена от кузницы, стала вдвое обширнее, так что свободно могла поместить 30-35 учеников. Мастерские, устроенные Я.Е.Башкировым, дали возможность вести дело обучения ремеслам более рационально. Кроме выражения ему искренней благодарности, совет определил считать Я.Е.Башкирова пожизненным почетным членом училища и ходатайствовать о представлении его к высочайшей награде.

Училище продолжало развиваться. Поскольку ученикам недоставало теоретических знаний о свойствах дерева и металла и способах их обработки, в 1885 году было признано необходимым ввести в состав учебных предметов теоретический курс технологии обработки дерева для обучающихся слесарно-кузнечному делу с приложением сведений, необходимых для пароходных и железнодорожных машинистов. Для наглядности в преподавании теоретического курса признали полезным приступить к составлению коллекций деревьев и металлов применительно к особо выработанной для училища программе.

В 1886/87 учебном году благодаря заботам членов попечительского совета все помещения и надворные строения училища были капитально отремонтированы. Главное здание снаружи оштукатурено и выбелено, внутренние помещения окрашены, кухонные и столовые помещения приспособлены с удобствами для своего назначения. Сделаны водопроводы в здании училища и мастерских. Возле училища устроен асфальтовый тротуар. Эти работы обошлись попечительскому совету в 5000 рублей.

В следующем учебном году в Кулибинское училище поступили 24 ученика. Через год в училище обучались уже 94 человека, а в 1889/90 учебном году число учащихся составляло 101 человек.

Вновь потребовалось расширять мастерские, поскольку в училище сильно развилось ремесленное производство - ежегодно мастерские училища выполняли по договоренности многочисленные заказы по ремонту судовых машин и судов. В результате жизнь потребовала отказаться от примитивных станков, приводимых в действие мускульной силой учащихся. В 1889 году на одном из заседаний попечительский совет определил: «а) озаботиться постановкою и мастерских механического двигателя и приобретением механических станков по обработке дерева и металлов, а также озаботиться пристройкою нового корпуса для слесарной мастерской и машинного отделения; б) существовавшее керосиновое и пиронафтовое помещение, во избежание несчастных случаев, заменить электрическим; в) часть исчисленных в смете расходов в количестве 10500 рублей покрыть работами в училищных мастерских и пожертвованиями и гг. почетных членов и г) остальную часть в количестве 6000 рублей испросить у городской думы…» Затем в пользу училища стали поступать пожертвования: почетный член совета Я.Е.Башкиров пожертвовал для училища паровую машину, почетный член совета А.Ф.Ермолаев предоставил воспитанникам право бесплатно пользоваться его баней, почетный член М.П.Курбатов отказался от получения числящегося за училищем за дрова долга в 110 рублей и обещал пожертвовать паровой котел.

В 1890 году в слесарной мастерской был установлен паровой котел с двумя паровыми машинами, одна из которых стала вращать во всех мастерских ременные трансмиссии механических станков, а другая - динамомашину. В столярной мастерской оборудовали паровую сушилку для дерева вместимостью на 100 7-аршинных (5-метровых) досок. Помещение слесарей занимало площадь в 552 кв. аршин (390 кв.м), кузница была увеличена втрое (площадь 203 кв.арш. - 144 кв.м). Площадь, занимаемая всеми мастерскими, составила 1336 кв. аршин (948 кв.м).

Своими силами в слесарке был построен большой сверлильный станок (его стоимость оценивалась суммой 500 рублей), куплен и установлен универсальный токарно-строгальный станок по металлу (1400 рублей), собран и устроен фанерный станок (300 рублей).

Мастерские, подвал, сушилка и вход в мастерские освещались 55 электрическими лапочками, отапливались отработанным паром, который, пройдя по трубам, возвращался в машинное отделение, нагревал здесь воду в цистерне для питания котла, а потом уже выпускался наружу.

Благодаря модернизации оборудования в училище начало быстро развиваться учебно-ремесленное дело. В течение 1889/90 учебного года ученики-слесаря старших классов выполнили 170 заказов судовладельцев. Не прекращая работ, какие производились в прежние годы (замки, лужение медной посуды, изготовление параллельных тисков), Кулибинское училище взяло от Нижегородской речной полиции заказ на ремонт машин на полицейских катерах-баркасах. Когда дело показало, что заказ был исполнен вполне удачно (был письменный отзыв начальника речной полиции), решились сделать более сложный заказ: изготовление вышедших из строя деталей и ремонт 45-сильной машины системы Компаунд на пароходе «Деятель» одного из местных пароходовладельцев. И эта работа была выполнена безукоризненно. Последовали другие заказы, выполнены были училищем другие работы колеса системы Моргана на пароход «Деятель», детали для паровой машины г. Мочалову, ремонт 25-сильной паровой машины и изготовление колеса системы Моргана на пароход «Кулибинец».

Стоимость таких работ учеников 3-го класса училища составила 350 рублей (немалые по тем временам деньги), а учеников 4-го класса - 800 рублей. Учениками в том учебном году всего было выполнено 336 заказов на сумму 1350 рублей, причем работы учащихся отличались точностью и чистотой.

В столярно-токарной мастерской в течение того же учебного года учениками исполнено 456 заказов на 945 рублей 30 копеек, считая в том числе употребленный на эти изделия материал. Таким образом, в двух мастерских учениками были исполнены 792 работы, изготовлено деталей или отремонтировано механизмов на общую сумму 2295 рублей 30 копеек.

Нижегородская общественность наглядно убедилась в своевременности открытия 28 лет назад б нашем городе Кулибинского ремесленного училища. Благородная цель, вовремя исполненная, дала fln.ni.той толчок техническому прогрессу. Училище становилось школой кадров для возникающих промышленных предприятий. Его выпускники ценились высоко, слава об их способностях разносились по всей округе.

Воспитанники училища, собственноручно исполняя разнообразные части паровых машин и колес, во-первых, еще более стали интересоваться ремесленными занятиями; во-вторых, приобретали при этом значительные практически полезные знания по устройству машин и обращению с ними; в-третьих, обогащенные разнообразием навыков, они стали более искусными в самом ремесле и, наконец, в-четвертых, по успешном окончании ремесленного училища пни получали возможность применять свои знания на службе у пароходовладельцев и других заводчиков и фабрикантов.

Это одна сторона дела - учебно-воспитательная, но была и другая сторона дела - сторона материальная. Училище, научив воспитанников приемам и навыкам ремесла, в то же время обязано было научить детей труду производительному, которым впоследствии можно было безбедно существовать. И этой цели училище достигло.

Кулибинское ремесленное училище удачно избежало односторонности в своем курсе, то есть преобладания общеобразовательных дисциплин над чисто практическими. Здесь был сделан акцент ни подъеме у учащихся интереса к своему будущему ремеслу и общем развитии деловитости. Эта особо развитая у воспитанников черта деловитости не раз обращала внимание посторонних посетителей Кулибинского училища, в большинстве случаев хорошо знакомых с техническим делом и даже близко стоящих к вопросам профессионального образования, в частности, инспекторов Казанского учебного округа.

Такое равновесие было достигнуто, во-первых, строго обдуманным расписанием учебных занятий как в общеобразовательных классах, так и в ремесленных; во-вторых, самою системою преподавания общеобразовательных предметов. Приведем пример. В дополнение к курсам общего технического черчения вводились ежедневные дополнительные утренние занятия (по одному часу - с 7 до 8 часов утра) с учениками 4-го и 5-го классов с целью развить в учениках чисто практический навык. Воспитанников учили снимать уже готовые чертежи в различных размерах с изменением тех или иных частей, вычерчивать с натуры детали машин, составлять общий вид по данным деталям. Этот опыт дал очень хорошие результаты. Общаясь постоянно с чертежами, составляя их сами, ученики свободно читали их в мастерских и производили расчет той или иной части машины. А изготовляя части машин в мастерских и на практике знакомясь с различными результатами, происходящими от изменения той или иной части, они сознательно относились к составлению чертежа.

Совет училища имел возможность убедиться в большом авторитете Кулибинского ремесленного училища в государстве: здесь ежегодно наблюдался особенный наплыв для поступления учащихся из других городов, где были собственные ремесленные училища. Это же подтверждали и просьбы заводо- и судовладельцев рекомендовать на рабочие места кончающих курс или даже учеников Кулибинского училища на летние каникулы.

В 1894 году по ходатайству попечительского совета и с разрешения управляющего Московским учебным округом воспитанники Кулибинского училища по окончании полного учебного курса, смотря по их успехам в науках и ремесле, стали удостаиваться звания мастера или подмастерья.

Для училища в том же году приобретен стоящий рядом с мастерскими дом. В фонд Кулибинского училища поступили пожертвования: от А.А.Соболевой (вдовы бывшего председателя попечительского совета) 1000 рублей, от Я.Е.Башкирова - 1000 рублей и от М.П.Курбатова - 1000 рублей.

В слесарной мастерской уже обучались 105 воспитанников. Кроме собственно слесарного, ученик-слесарь обязан был изучить кузнечное, меднолитейное, меднолудильное и токарное ремесла. Учениками-слесарями всех классов исполнено работ в течение года на сумму 1260 рублей. Учениками столярного отделения (26 человек) на сумму 935 рублей 95 копеек. Кроме собственно столярного дела, ученик-столяр обязан был изучить токарное дело, а модельное ремесло начинали изучать ученики, проработавшие в столярной мастерской не менее двух лет, то есть с третьего курса.

На заседании попечительского совета осенью 1894 года член совета А.Ф.Ермолаев заявил о своем желании отдать Кулибинскому училищу свой паровой котел и паровую горизонтальную машину в 18 л.с., а от училища получить взамен котел и машину в 10 л.с. Предложение Ермолаева было принято советом как крупное пожертвование в пользу училища, все присутствующие выразили ему глубокую благодарность.

В 1894/95 учебном году окончили полный учебно-ремесленный курс 13 человек: четверо, как показавшие в течение 5-летнего курса отличные успехи в науках и ремесле, были удостоены звания мастера, семь выпускников, как показавшие хорошие успехи, - подмастерья, и двое были выпущены без звания, с удовлетворительными успехами.

В 1895/96 учебном году Кулибинское училище, наравне с прочими училищами, относящимися к Министерству внутренних дел, перешло в ведение Министерства народного просвещения. Училищная программа была оставлена без существенных изменений.

6 января 1896 года Я.Е.Башкировым была устроена елка с подарками. Каждый ученик получил соответственно своему возрасту и развитию книгу в нарядном переплете с дарственной надписью.

В конце учебного года, а именно с 15 мая 1896 года, Кулибинское училище представило свои экспонаты на Всероссийскую художественно-промышленную выставку, проводившуюся тогда в Нижнем Новгороде. Среди них были программные работы: а) по обработке металлов (учащихся первых трех классов), кулисное движение (учеников 4-го класса) и вертикальная 7-сильная паровая машина (учеником 5-го класса); б) по обработке дерева: модели машинных частей, комод, футляр для барометра или часов, стулья (учеников 4-го и 5-го классов).

Училище посетили во время проведения Всероссийской выставки великий князь Константин Константинович, граф Протасов-Бахметьев, управляющий отделением промышленных училищ И.Л.Анопов, пожизненный почетный член совета Кулибинского ремесленного училища граф Н.П.Игнатьев, член совета Горного института потомок И.П.Кулибина тайный советник Н.А.Кулибин.

18 июля 1896 года прибывшим в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку императору Николаю II и императрице Александре Федоровне была представлена делегация от Кулибинского училища в составе председателя совета Я.Е.Башкирова, смотрителя училища И.А.Игнатьева, главного мастера Н.И.Храмова и учеников - 3-го класса Василия Овчинникова, 2-го класса Григория Екисенина, 1-го класса Отто Вейднера и Николая Рожина. Я.Е.Башкиров преподнес императрице букет из живых цветов с живописным изображением на лентах здания Кулибинского ремесленного училища, а ученик Овчинников государю императору - художественно исполненное пресс-папье.

Все выставленное на выставке было целесообразно и в достаточной степени характеризовало училище. Так взглянули на дело многие из обозревателей-специалистов, так решили и эксперты, присудив Кулибинскому училищу диплом II разряда.

Своим окрепшим положением в конце XIX века и отличным ведением учебного процесса Кулибинское ремесленное училище было многим обязано членам попечительского совета, и особенно его председателю - Я.Е.Башкирову. Крупные нижегородские промышленники, пароходчики и купцы, являясь членами совета училища, относились к порученному обществом делу исключительно ответственно, как истинные патриоты города, давшего России Кулибина, как патриоты своего Отечества.

Все события, происходившие в России, будь то войны, революции, так или иначе касались судеб выпускников училища. Они принимали участие в русско-японской войне 1904-1905 годах. Двое служили на крейсере «Варяг», участвовали в бою.

Училище в 1905 году закрывалось, учащиеся принимали участие в массовых волнениях, выставляли свои требования. Как вспоминал Д.В.Копылов, это были экономические требования. Многих учеников исключили, выпуска в 1905 г. не было. В сормовских боях принимали участие окончившие ранее училище В.И.Шимборский и А.Д.Костин.

После взятия в октябре 1917 году Зимнего дворца первым его комендантом был назначен Н.И.Второв, выпускник училища. А Д.В.Копылов в составе команды принимал от японцев крейсер «Варяг». Революция застала часть команды крейсера в Америке. Они добивались возвращения на родину и только в 1918 году прибыли в Россию. В том же году Д.В.Копылов был назначен директором Чернореченской канатной фабрики. Следует отметить его большую заслугу в том, что училищу впоследствии будет возвращено имя И.П.Кулибина.

Нижегородское речное училище (1887-1919)

Бурный рост в России во второй половине XIX века капиталистической промышленности потребовал всемерного развития транспорта, в первую очередь судоходства, дешевого в эксплуатации и не связанного со значительными затратами на путевое хозяйство. Всего за полвека до того на Волге появилось первое судно, а уже в 60-х годах здесь плавали 220 пароходов. За 10 лет (с 1867 по 1876 год) их было спущено со стапелей 166, а спустя еще десяток лет общее число пароходов достигло тысячи единиц.

Нижний Новгород, крупный торгово-промышленный порт, расположенный при слиянии рек Волги и Оки, как нельзя более нуждался в учреждении учебного заведения, которое готовило бы теоретически и практически работников для обслуживания волжских гудов и других предприятий речного транспорта.

Дальнейшее широкое развитие российского пароходства с паровыми судами стоимостью в десятки и сотни тысяч рублей, со сложными техническими механизмами, выдвинуло вопрос о специальной подготовке судоводителей и судомехаников. Управление большими грузовыми и пассажирскими пароходами с сотнями пассажиров, конечно, не могло быть поручено простым лоцманам-практикам прежних непаровых судов, в огромном большинстве не имевшим никакого образования и нередко даже неграмотным.

Правда, с течением времени сметливые русские люди хорошо освоились и с паровыми судами. Из них вышло немало прекрасных командиров и самоучек-механиков, таких как В.М.Калашников, Ф.С.Беляев, Л.В.Тюрин, которым волжское пароходство обязано и своим развитием, и совершенствованием. Однако калашниковы и тюрины (как еще раньше И.П.Кулибин) были все же исключением.

С расширением пароходства нужда в хорошо подготовленном судоходно-техническом персонале стала ощущаться все острее. Естественно, возникла мысль о необходимости создать специальное учебное заведение «для теоретической подготовки лиц к обслуживанию речного парового флота в ответственных административных должностях».

Реально идея об учреждении речных школ в России принадлежала министру путей сообщения адмиралу К.Н.Посьету, и первый, кто эту идею осуществил, был хорошо знакомый с адмиралом нижегородский губернатор генерал-майор Н.М.Баранов, сам до губернаторства бывший боевым морским офицером.

В 1885 году губернатор предложил нижегородским судовладельцам положить начало первому в России речному училищу для подготовки командиров пароходов и управляющих судовыми машинами. А когда в 1886 году на Волге произошла трагедия - сгорел пароход «Вера» с тяжелыми последствиями, первым, кто откликнулся на это событие, был Н.М.Баранов. Он издал приказ, в котором анализировались причины трагедии, указывались способы их предупреждения, а один из пунктов рекомендовал ускорить организацию в Нижнем Новгороде речного училища.

В том же году была создана комиссия, председателем которой единогласно избрали губернатора Н.М.Баранова. Под руководством пароходчика А.А.Зевеке был разработан Устав и направлен на рассмотрение в Министерство путей сообщения. В январе 1887 года Устав с поправками министра был возвращен в Нижний, рассматривался членами комиссии и окончательно был утвержден 18 июля.

И вот спустя пятнадцать лет после открытия Кулибинского ремесленного училища, 18 октября пи старому стилю (31 октября по новому стилю) 1887 года в небольшом домике - конторе А.А.Зевеке близ Красных казарм на Нижневолжскои набережной - открывается первое на Волге и вообще в России Нижегородское речное училище Министерства путей сообщения. Для училища там было выделено всего две небольшие комнаты, но комиссия не обратила внимания на этот недостаток и была рада, что не сорвалось намеченное ранее открытие речного училища.

В Уставе было записано: «Нижегородское речное училище имеет целью сообщение озерным и речным судоходам и пароходным механикам научных сведений, необходимых для улучшения их практической деятельности… Училище состоит из двух классов с годичным курсом. В каждом классе имеются два отделения: шкиперское и пароходных механиков».

В доме Зевеке училище просуществовало одну зиму, и уже на I 1888/89 учебный год было переведено на Рождественскую улицу в дом купца Стрегулина. Однако и это помещение не могло полностью удовлетворить нужды училища. Встал вопрос о постройке собственного дома.

Совет училища принимает решение приобрести участок для постройки дома по соседству с известным историческим памятником- домиком Петра I на Почаинском съезде. Участок этот вместе с домом, принадлежавшим нижегородской мещанке Рахили Шприц, был куплен за 25 тысяч рублей. Купец Н.А.Бугров выделил 10 тысяч рублей на покупку дома. Совет училища, не имея возможности выплатить деньги одновременно, должен был прибегнуть к залогу приобретенной по запродажной расписке земли и домика. Залог был совершен в Александровском дворянском банке в сумме 25 тысяч рублей. Из этих средств 15 тысяч было уплачено Рахили Шприц при совершении купчей крепости, а 10 тысяч рублей предназначены на постройку дома для училища.

Постройка дома и внутренняя отделка его проводились под руководством городского архитектора Н.И.Иванова и обошлись в 23 845 рублей 98 копеек. Недостающая сумма на постройку собрана Н.М.Барановым путем подписки.

Здание было построено в 1890 году, и с частной квартиры училище в том же году было переведено в собственное здание. Дом училища был деревянный, 2-этажный, на каменном фундаменте. На нижнем этаже расположились квартира начальника, канцелярия и помещение для сторожей, а на верхнем - классы.

Во время покупки участка для постройки здания училища в домике Петра I помещался исторический музей Нижегородской ученой архивной комиссии (НГУАК). Когда в 1896 году в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская промышленно-художественная выставка, музей был перемещен в Дмитриевскую башню кремля на Благовещенской площади, а вместо него в домике открылась бесплатная народная библиотека-читальня Общества распространения начального образования.

В 1896-1899 годах вследствие большого наплыва учеников в речное училище помещения классов оказались недостаточными, появилась необходимость к открытию параллельного класса. Советом училища решено было модельную мастерскую и такелажный класс из нового деревянного здания перевести в домик Петра I. Совет обратился к председателю Общества распространения начального образования с предложением освободить от библиотеки-читальни помещение домика.

Общество выразило протест и отрицало право собственности на домик у речного училища, считая его собственностью Нижегородской ученой архивной комиссии. Переписка о выяснении прав собственности тянулась более года, но все же вопрос был решен в пользу училища. Было доказано, что домик не принадлежит архивной комиссии, а является собственностью речного училища.

В 1900 году бесплатная библиотека-читальня за отсутствием средств была закрыта и домик Петра I возвращен его настоящему владельцу - речному училищу.

В училище принимались лица, окончившие 3-классные городские училища или приравненные к ним учебные заведения и успешно выдержавшие приемные экзамены. Кроме того, все поступающие в речное училище должны были проработать на пароходах не менее одной навигации.

Теоретические занятия начинались 15 октября и продолжались до начала марта, с 20 марта до 1 апреля (по старому стилю) проходили переводные и выпускные экзамены. Уроки ежедневно начинались в 8 часов утра и продолжались до часа дня. С часа дня до 3 часов пополудни был перерыв на обед, а с 3 часов до 5 часов вечера уроки продолжались. Продолжительность одного урока - 60 минут. Срок обучения в училище был два года.

С 1894/95 учебного года занятия стали проходить с 1 ноября, переводные и выпускные экзамены с 20 марта были перенесены на 1 апреля, и все занятия в училище заканчивались к 1 апреля (по старому стилю).

В связи с сокращением продолжительности учебного года и расширением программы обучения пришлось увеличить срок обучения в училище с 2 до 3 лет. В первый год обучения (на 1-м курсе) нанимались повторением общеобразовательных предметов, а два следующих года (2-й и 3-й курсы) изучали специальные науки.

По учебному плану первых лет существования училища преподавались такие предметы, как арифметика, геометрия, судовая практика, судовое законоположение, ведение судовых книг, общие понятия о судостроении, лоции реки Волги и черчение. Впоследствии учебный план был расширен введением русского языка, литературы, алгебры, физики и профессиональной гигиены.

Состав учащихся в первый год деятельности училища был чрезвычайно пестр как по возрасту, так и по образованию. Наряду с 18-летними юношами в классах можно было встретить уже пожилых людей (до 50 лет) с большим жизненным опытом. Из 75 человек учащихся, принятых на 1-й курс в 1887 году, имели высшее образование один, полное среднее - два и неполное среднее - четыре человека. Окончили городские училища шесть человек, начальную школу - 20, с домашним образованием - 48 человек.

Через три года после открытия училища, в 1890 году, из-за отсутствия необходимой материальной базы (училище существовало за счет пожертвований нижегородских купцов-судовладельцев) судомехаиическое отделение было закрыто. Подготовка механиков для волжского флота целиком перешла к Кулибинскому ремесленному училищу и осталась за ним вплоть до 1919 года, когда па базе двух специальных учебных заведений (Кулибинского ремесленного и речного училищ) был организован Нижегородский техникум водного транспорта.

После закрытия судомеханического отделения училище стало готовить только одних судоводителей, но процесс обучения с каждым годом стал улучшаться. Были выработаны твердые программы по всем общеобразовательным и специальным предметам, установлен определенный учебный план со следующим количеством недельных часов:

ПредметыI курсII курсIII курс
Русский язык и литература5* 
Арифметика5  
География5  
Геометрия4* 
Закон божий111
Судовая практика344
Лоция-11
География р.Волги124
Бухгалтерия-42
Физика-5-
Оказание мед.помощи--1
Электричество--2
Законоположение-43
Судостроение-33
Механика--4
Итого:242425

С 1889 года были введены в действие правила проведения переводных и выпускных экзаменов, по которым ученики, получившие на экзаменах не более трех баллов, без переэкзаменовки в следующий класс не переводились, выпускники же оставались на второй год. Получившие по главным предметам два балла, а по вспомогательным - один балл считались не выдержавшими экзамен и в следующий класс не переводились, но в исключительных случаях и только по постановлению педагогического совета допускались к переэкзаменовкам. Выпускники, получившие по главным предметам две или одну двойки, к переводным экзаменам не допускались и оставались в классе на второй год.

Исключенные из училища и плавающие на судах в течение учебного года с разрешения начальника училища допускались к сдаче переводных и выпускных экзаменов, но не экстерном. Лицам, плавающим и учившимся в училище, также разрешалось держать экзамен экстерном за полный курс училища, и, наоборот, учащиеся, не плавающие на судах, к экзаменам не допускались. Ученики, просидевшие в одном и том же классе два года, но не выдержавшие экзамен, из училища исключались. Получившим на выпускных экзаменах оценку «хорошо» выдавались похвальные листы, а те, кто сдал их на «отлично», награждались биноклями.

С течением времени в выгодах использования квалифицированных командиров флота пароходчиков убеждала сама жизнь. Их пожертвования училищу росли, а затем они нашли способ постоянной финансовой подпитки учебного процесса. В 1891 году по подписке среди судовладельцев было собрано 30 тысяч рублей. На эту гумму возвели два пассажа розничной торговли на Нижегородской ярмарке. Арендная плата с них (5 -10 тысяч рублей в год) заметно улучшала финансовое положение училища. Именно это дало возможность довести обучение до трех лет, что позволило по требованию технического прогресса ввести в учебные программы такие дисциплины, как «электрические установки» и «жидкое топливо и топливные двигатели».

В последующие годы ввиду сильного наплыва желающих поступить в училище были установлены конкурсные экзамены для поступающих. Принятыми считались те, кто на вступительных экзаменах по четырем предметам: геометрии, арифметике (письменно и устно), географии и русскому языку (письменно и устно) - получал не менее 15 баллов.

За первые 25 лет Нижегородское речное училище окончили 867 человек. Среди них было немало истинных патриотов России, замечательных знатоков речного дела. Волжское судоходство, развивавшееся в те годы усилиями сотен воспитанников Нижегородского речного училища, многим обязано таким энтузиастам, как первый начальник училища капитан запаса флота А.И.Одинцов, командиры судов Л.Н.Клюге, С.П.Неустроев, преподававшие судовую практику, лоцию, деревянное судостроение и буксировку судов, преподаватель речного законоведения И.В.Коншевский, В.Н.Гутовский и известный волжский механик В.И.Калашников, которые вели курс пароходной механики.

Управление делами училища поручалось «местному попечительскому Совету, составляемому из двух членов биржевого комитета, избираемых сим комитетом, и из лиц, добровольно жертвующих на содержание училища не менее 100 рублей в год». Нижегородский губернатор являлся почетным председателем попечительского Совета.

В очерке «Двадцатипятилетие Нижегородского речного училища. 1887-1912 гг.» говорилось: «Такая колоссальная работа не стояла никогда ни перед одним преподавательским персоналом: мало того что приходилось творить новый путь, было необходимо не только создавать программы, а и учебники приноравливать по содержанию и изложению к ожидавшемуся пестрому составу учеников».

По примеру Нижегородского училища позднее были открыты ручные училища в Казани, Рыбинске, Перми и некоторых других поволжских городах. Но значение первого речного училища для совершенствования судоходства и судостроения в России было огромным. Нет ни одного волжского путеводителя, в котором не упоминалось бы об этой части истории великой русской реки Волги.

Когда в России в 1917 году сменились политические формации - сначала от власти отрекся российский император и произошла Февральская буржуазная революция, а спустя несколько месяцев под руководством большевиков власть взял трудовой народ, в этот водоворот событий оказались втянуты все без исключения российские структуры, учреждения, организации.

Воспитанникам Кулибинского ремесленного и Нижегородского речного училищ также довелось устанавливать советскую власть и переустраивать жизнь волжской столицы. В ноябре 1917 года большая группа воспитанников речного училища в составе вооруженного отряда Красной гвардии активно участвовала в революционных событиях в Нижнем Новгороде.

Передовая часть волгарей с энтузиазмом встретила Декрет о национализации флота. Активными организаторами нового управления водным хозяйством и охраны судоходного имущества были кулибинец С.Ф.Авдеев, воспитанники Нижегородского речного училища Н.М.Богатов, Н.И.Сутырин и К.С.Павлов (последний входил в состав «семерки» - первого временного комиссариата по управлению водным транспортом Волжской области).

Волгарям предстояло сломить саботаж и вредительство буржуазных управленцев, победить в вооруженной борьбе с белогвардейщиной.

В самые трудные дни 1918 года, когда враги республики, захватив Сызрань, Самару, Симбирск и Казань, рвались к Нижнему Новгороду и Москве, в газетах появилось обращение к волгарям: «Волжская молодежь, на защиту социализма!», автором которого явился первый помощник капитана парохода «Юрий Суздальский» А.С.Леонтьев. В сентябре он организовал отряд добровольцев-речников, составивших команду канонерской лодки «Волгарь-доброволец», и этот экипаж во главе с А.С.Леонтьевым с беззаветной храбростью сражался на реках Волге, Каме и Белой.

В боевую летопись созданной в годы Гражданской войны Волжской военной флотилии яркими страницами вошли такие эпизоды, как освобождение экипажем «Волгаря-добровольца» узников «баржи смерти» под Сарапулом, десант в Котловку, операции по разминированию фарватеров, артиллерийские дуэли с колчаковскими кораблями и батареями. Все это достойно отражено на стендах и планшетах музея истории Нижегородского речного училища им. Кулибина.

Одним из таких командиров был и капитан лучшего волжского парохода «Добрыня Никитич» Д.Маматов. Когда в августе 1918 года в Ярославле вспыхнуло белогвардейское восстание, мятежники попытались захватить этот пароход для переброски своих частей в другие города. Однако, несмотря на угрозы врагов, капитан Д.Маматов отдал швартовы, и «Добрыня Никитич» ушел из города. Пули мятежников оборвали жизнь одного из лучших волжских капитанов.

Выпускники речного училища, составлявшие к тому времени основное ядро командного состава волжского флота, показали в годы Гражданской войны примеры настоящего мужества и самоотверженности.

Техникум водного транспорта - Политехникум - Учебный комбинат (1919-1941)

Годы революции и Гражданской войны разрушили судоходное хозяйство главной речной магистрали страны. Следы разрухи коснулись и обоих училищ. На базе одного из училищ в 1918 году были созданы курсы плавсостава как временная, срочная мера подготовки специалистов по восстановлению судов, ремонтных баз. А когда на Волге снова наступили мирные дни, многие из бывших воспитанников ремесленного и речного училищ возглавили работу в затонах и судоходных учреждениях по восстановлению и развитию национализированного водного транспорта.

Воспитанник речного училища Е.С.Павлов вспоминал: «Судовладельцы, потерявшие почву под ногами, сеяли смуту в рядах малосознательных. Было решено создать Временный Центральный Комиссариат по управлению флотом. В него вошли семь человек -- в числе других и я… Помогло… напряжение всех сил, горячий энтузиазм, владевший тогда всеми товарищами, радостно принявшими пролетарскую революцию».

ЦК партии прислало для сохранения волжского речного флота (6,5 миллиона рублей. На эти средства суда ремонтировались и готовились к первой послереволюционной навигации, выдавалась зарплата рабочим. В те напряженные месяцы решалась судьба волжского флота. И он был сохранен для новой России.

28 июня 1919 года состоялось объединенное заседание советов Нижегородского речного училища и Кулибинского ремесленного училища по преобразованию их в техникум водного транспорта. Были приглашены представители Главвода, областного бюро Всероссийского совета Союза работников водного транспорта (профсоюза), Райкомвода, Рупвода, Райкультвода и коллегии областного управления полного транспорта Волжского бассейна.

Инициатором объединения этих учебных заведений был преподаватель речного училища А.С.Неустроев (впоследствии автор «Словаря волжских терминов»). В самом деле, в продолжение уже трех с лишним десятков лет все сведущие в делах водного транспорта люди знали, что оба училища изначально работали на речной флот Волги: Кулибинское ремесленное готовило специалистов-ремонтников судовых машин и механизмов, а речное - шкиперов для обслуживания судов и механизмов. С годами многие учебные предметы обоих училищ все больше сближались, пересекались в темах изучения, а иногда просто дублировали друг друга. В этих условиях для получения выпускниками наиболее полных знаний по специальности было целесообразно объединить обучающие коллективы и воспитанников в одном здании, в одном учебном заведении, предусмотрев различные отделения для разных специальностей.

В коллегию Наркомпроса ушло постановление: «С 9 августа с.г. Нижегородское речное училище и Кулибинское ремесленное училище по постановлению секции профессионального образования преобразованы в техникум водного транспорта. В подотдел учебных заведений водного транспорта Совет препровождает при сем выписку из протокола объединенного заседания 28 июля с.г. представителей советов речного и Кулибинского училища с представителями учреждений водного транспорта по вопросу об оставлении за Нижегородским техникумом имени первого русского механика И.П.Кулибина». Далее в выписке излагались труды и заслуги Кулибина.

На деловой бумаге Нижегородского техникума, датированной 16 июня 1920 года, имеется угловой штамп: «РСФСР, Нижегородский техникум водного транспорта имени 1-го русского механика И.П.Кулибина»,

При техникуме было организовано подготовительное отделение. Одновременно в школе им. Луначарского в Крутом переулке начинали действовать вечерние курсы по повышению квалификации рабочих водного транспорта в составе классов судоводительской и судомеханической специальностей.

Директором техникума назначается бывший смотритель Кулибинского училища В.Г. Григорьев. Он же являлся заведующим механической специальностью. Заведующим судоводительской специальностью был назначен капитан Д.И.Курвяков, заведующим курсами - А.С.Неустроев.

Механическое отделение и подготовительные классы занимались в доме № б по улице Лядова, а судоводительское отделение и параллельные классы подготовительного отделения - на Почайне в доме № 2 в помещении бывшего речного училища. Начальником подготовительного отделения здесь был Г.Г.Горяинов.

Зимой 1919/1920 учебного года на организованные при техникуме курсы хлынули производственники - матросы, рулевые, помощники капитанов, желающие повысить квалификацию, получить образование. Занятия проводились в вечернее время. В классах, рассчитанных на 20-25 человек, занимались по 50-60 человек.

И зимой 1920/21 учебного года здание речного училища не смогло вместить всех желающих, поэтому для стажистов предполагалось арендовать помещение Сергиевского начального училища, что позади домика Каширина на Почтовом съезде.

В 1920 году начальником техникума назначается инженер И.Н.Торсуев. Предполагалось, что с его назначением постановка учебного дела улучшится и более тесной станет связь между двумя отделениями: судоводительским и судомеханическим, как и считали при организации единого учебного заведения.

С 1920 года проводится более организованный набор, разрабатываются программы для курсов судоводителей и судомехаников и дин стационарного техникума.

Техникум начинает функционировать в составе обоих отделений, Вечерние курсы, которые работали в здании бывшего речного училища на Почайне, преобразуются в дневные.

Судоводительское и судомеханическое отделения и стажисты судомеханического отделения занимаются в здании бывшего Кулибииского училища на Б.Печерской улице. Техникум походил на большой муравейник: в классах было дымно от железных печей-«буржуек», густой дым валил из торчащих из окон труб. Дневные курсы судоводителей занимались в лучших условиях - в хорошо отапливаемых помещениях Почаинского речного училища.

Невелико было число учащихся техникума в 1920 году. В первый год его организации обучались: на основном отделении - 28 судоводителей и 32 судомеханика; на отделении стажистов - 28 судоводителей и 26 судомехаников. Всего 114 учащихся.

Начинают свою работу преподаватели А.П.Фоминский (математика), Н.М.Капралов (русский язык и литература), И.М.Коптев (математика), А.С.Неустроев (общая лоция), А.Г.Тихонравов (специальная лоция), В.П.Калинин (пароходная механика), И.И.Савин (социальные науки) и другие.

В 1921 году начальником техникума становится хорошо известный водникам, активный участник национализации водного транспорта В.М.Зайцев.

Техникум продолжает функционировать в составе двух отделений: судоводительского (начальник Л.П.Тюрин) и механического (начальник П.М.Пименов). Дневные курсы преобразовываются в рабочий техникум, его начальником назначается капитан К.Д.Лапотников.

Секретарем педагогического совета техникума назначается Ф.В.Голубев, преподаватель географии, а секретарем педсовета рабочего техникума - Н.М.Капралов, преподаватель русского языка и литературы. Оба учебных заведения после реорганизации продолжают свою деятельность.

Учебные планы имеются, хотя и часто пересматриваются, их разрабатывает непосредственно преподавательский коллектив.

Увеличивается число классов, а в результате растет и коллектив преподавателей. Среди них преподаватели теоретической механики С.И.Чернышев (он же помощник начальника техникума), русского языка и литературы А.В.Раевский, физики В.В.Раевский и В.Н.Синицын, географии Ф.В.Голубев, химии и грузоведения А.Н.Корепанов, по вспомогательным механизмам А.Н.Потапов.

Занятия проводились в здании бывшего Кулибинского училища на Б.Печерской в доме № 6, а помещение речного училища на улице Почаинской в это время отводится под квартиры административного и педагогического персонала техникума.

Однако если теоретические занятия стали проходить по расписанию, то само оборудование помещений (кабинетов, библиотеки) оставляло желать лучшего. Комиссия 1921 года заключила: классные помещения пришли в негодность, библиотека Кулибинского училища разворована, физический кабинет отсутствует, химическая часть кабинета имеет не более десяти склянок… И это было объяснимо: страна только-только выходила из разрухи после Гражданской войны.

Благодаря умелому руководству В.М.Зайцева и напряженному труду хорошо подобранного преподавательского коллектива техникум постепенно восстанавливается и затем начинает завоевывать видное место среди других учебных заведений водного транспорта.

С осени 1922 года открываются новые отделения: гидротехническое (начальник А.Ф.Романов) и водного хозяйства (начальник Н.И.Сибирин). К этому времени число студентов увеличивается до 235 человек.

Но инициативе А.И.Яковлева, преподававшего специальную лоцию и судовую практику, в 1922 году в техникуме создается судоводительский кабинет. Изготовленные им и Л.П.Тюриным наглядные пособия, макеты, ценнейшие модели парусных и паровых су-дин десятки лет служили средством образования.

Укреплялась и материальная база техникума. В 1925/26 учебном году были восстановлены учебно-производственные мастерские. Они пополнялись оборудованием. Появились новые лаборатории и кабинеты. В теплосиловой лаборатории установили пять двигателей внутреннего сгорания разных систем с необходимыми приборами и устройствами. Все это помогало совершенствовать, учебный процесс.

Одну из выставок достижений техникума в учебном процессе и в производственном обучении посетил нарком обороны СССР К.К.Ворошилов. Он записал в книге отзывов: «Приятно встретить старого по боевой страде приятеля, но дважды приятнее узнать, что сей приятель ведает прекрасным делом подготовки красных техников водного транспорта. Школа, руководимая т. Зайцевым, и внешне выглядит прекрасно. Уверен, что и внутреннее содержание вполне гармонирует с внешним. От души желаю успеха делу моего старого друга т. Зайцева - техникуму водного транспорта, его молодым питомцам и всему составу этого учебного заведения».

Позднее с жизнью техникума вместе с другими работниками крайкома партии ознакомились Л.Л.Жданов и Я.Э.Рудзутак. Они также высоко оценили, как там была поставлена учеба: - «При посещении техникума нами установлено, что благодаря неустанным трудам тов. В.М.Зайцева и преподавательского персонала сделаны большие достижения. Техникум находится на должной высоте. Выражаем уверенность, что десятилетняя годовщина Октября вдохнет новые силы в руководителей и учащихся техникума для поднятия водного хозяйства».

В 1926 году открывается судостроительная специальность (начальник С.А.Бережной), в 1929-м - механизаторская, в 1930-м - радиотехническая, а в 1933 году - проволочной связи (начальник Н.П.Архангельский).

Рабочий техникум как самостоятельное учебное заведение, готовящее кадры из речников-производственников и лишь размещающееся в здании техникума, в 1928 году реорганизуется в отделение стажистов при техникуме. Его начальником назначается Д.П.Андреев.

Так за сравнительно короткий срок небольшое учебное заведение с весьма немногочисленным коллективом преподавателей и учащихся превратилось в техникум, насчитывающий свыше 1800 учащихся и 110 преподавателей, Он становится крупным учебным заведением в системе Наркомата речного флота.

В связи с расширением круга специальностей для подготовки работников водного транспорта техникум преобразуется в политехникум и с 1 октября 1923 года именуется Нижегородским политехникумом водного транспорта. С 15 марта 1924 года политехникум изменяет свое название на Нижегородский политехникум водных путей сообщения. С учетом больших заслуг В.М.Зайцева в его упрочении и расширении техникуму было присвоено имя директора.

В 1931 году на базе политехникума параллельно создается институт инженеров водного транспорта. Это объединение получает название - Нижегородский (а с 1933 года - Горьковский) учебный комбинат речного транспорта им. В.М.Зайцева. Директора техникума одновременно были и директорами института. Оборудование речного техникума (мастерские, кабинеты, лаборатории) использовались совместно. Занятия проводились в помещении техникума по улице Лядова, д. 6. Между тем рядом, на улице Минина, строилось здание для института инженеров водного транспорта. После перехода института в собственное помещение политехникум получил название Горьковский речной техникум водного транспорта им. В.М.Зайцева.

Общеизвестно, что в конце 30-х годов стали сгущаться тучи подозрительности к старым кадрам, которых обвиняли во вредительских действиях. Это была политическая кампания, инициируемая НКВД. Множество честных специалистов погибли при этом. В 1938 году директор техникума В.М.Зайцев также был арестован и репрессирован. Учебное заведение речников стало именоваться просто Горьковским речным техникумом.

Двумя годами раньше, в 1936 году, здание техникума было расширено за счет надстройки третьего этажа по проекту архитектора Яковлева. Теперь в техникуме размещались более 50 аудиторий, имелись хорошо оборудованные кабинеты: судоводительский, гидротехнический, химический, физический, материаловедения, механизаторский, телеграфный, социально-экономический и другие. Более 50 тысяч томов специальной и художественной литературы насчитывала библиотека техникума.

Было важно то обстоятельство, что лаборатории из хранилищ моделей и макетов превращались действительно в рабочие места. Энтузиасты-преподаватели и студенты по-хозяйски оснащали их приборами, оборудованием, макетами.

Большим достижением было создание пневматической станции при судомеханическом кабинете. Подача сжатого воздуха на действующие макеты, механизмы позволяла учащимся не только знакомиться с механизмами, но и наблюдать их в действии, самостоятельно запускать их.

Нижегородский, а затем Горьковский техникум становится не только крупнейшим опорным учебным заведением водного транспорта, но и центром методической работы среди техникумов Горьковской области. Он оказывал другим учебным заведениям и материальную помощь. В речные техникумы Ростова, Казани, Астрахани, Москвы отправлялись созданные в Горьком учебные планы, программы, различное лабораторное оборудование, модели, пособия.

Значительная часть оборудования, инвентаря, пособий, моделей, специальной литературы была передана техникумом институту инженеров водного транспорта.

Окончившие Нижегородский политехникум остались на всю жизнь благодарны энтузиастам, закладывавшим основы советской речной школы. В.М.Зайцев и его коллеги учили молодых речников не только специальности. Они формировали мировоззрение, прививали им любовь к Волге, к своему водницкому делу.

Выпускников Нижегородского техникума знали на реках страны как специалистов высокой квалификации. Об этом свидетельствовал такой факт: тем из них, кто оканчивал судомеханическое отделение с пятилетним сроком учебы, было предоставлено право сдавать экзамены на звание инженера узкой специальности при Московском институте инженеров транспорта. Известно, что 45 выпускников сдали эти экзамены и получили звание инженеров.

Первоначально в течение трех лет институт, техникум и рабфак действовали как единый учебный комбинат речного транспорта. Но в 1933 году они стали самостоятельными учебными заведениями. Директором техникума был назначен А.Д.Иноземцев. Позднее он перешел на работу в Горьковекий институт инженеров водного транспорта. В годы Великой Отечественной войны военный комиссар А.Д.Иноземцев героически погиб при обороне Севастополя.

Готовясь к мирному труду на реках страны, преподаватели и учащиеся Горьковского речного техникума не забывали об угрозе войны. Сотни лучших воспитанников были активистами Осоавиахима, учились в аэроклубе, осваивали военно-морское дело. И Великая Отечественная война не застала их врасплох.

Речной техникум в годы войны

Нападение немецко-фашистских захватчиков на нашу страну вызвало среди учащихся и педагогов настоящий подъем патриотических чувств. Около 800 воспитанников прошли через горнило войны. Когда в 1941 году немцы массированно наступали на Москву, добровольцами ушли на фронт 80 комсомольцев во главе с зам. секретаря комитета комсомола техникума П.В. Баженовым. В армию в начале войны были призваны 12 преподавателей, а в ноябре - декабре - сотни учащихся и другие преподаватели. Многие из них стали офицерами Красной Армии и за свои боевые заслуги получили высокие правительственные награды.

Из стен Горьковского речного техникума вышло немало умелых и бесстрашных защитников Родины. Бессмертной славой покрыто имя воспитанника техникума Н.А. Вилкова. В боях с японскими империалистами он повторил подвиг Александра Матросова. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Другой воспитанник - летчик штурмовой авиации И.И. Петров -- также стал Героем Советского Союза.

Сотни речников, учившихся в техникуме, за боевые действия были награждены орденами и медалями. П.В. Баженов награжден двумя орденами Красной Звезды и пятью медалями, в том числе двумя польскими. Несколькими правительственными наградами награждены преподаватели и сотрудники капитан-лейтенант П.Я. Чистовский, капитан-лейтенант В.М. Тихонов, курсанты Келеман, Запевалов, Борисов, Наумов и другие участники Отечественной войны.

Преподаватели Г.Д. Александров, М.К. Галянин, бывшие воспитанники капитан И.С. Рачков, Л.Н. Гудович, Н.С. Карачев отдали свои жизни на Сталинградских переправах, в боях за Севастополь и на других участках фронта.

В годы войны в адрес учебного заведения часто приходили письма бывших воспитанников, ставших защитниками Родины, полные признательности преподавателям, техникуму за все, что дала им учеба. Письма рассказывали о ненависти речников к врагу и о желании приблизить час освобождения родной земли.

Гвардии капитан Костровский писал: «У всей нашей группы остались самые теплые и приятные воспоминания о тех наших днях, которые мы провели в стенах техникума. Я воевал в Калининской области, был в Сталинграде, а отсюда с боями прошел через Украину, Белоруссию до Польши. За этот боевой путь вырос от рядового красноармейца до гвардии капитана, был ранен, контужен, но вновь возвращался в строй. За это время награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». Как видите, ваши воспитанники отдают долг Родине за ее заботы о воспитании и являются не последними солдатами в Отечественной войне».

Беззаветно несли речники боевую вахту на волжских судах. Все суда Сталинградского фронта оказались запертыми на рейде у левого берега. Они служили хорошей мишенью, поэтому в ночь на 27 августа пассажирские суда «Михаил Калинин», «Иосиф Сталин», «Парижская Коммуна» пошли на прорыв заслона в районе Лоташинки, где немцы вышли к Волге. Их экипажи возглавляли воспитанники речного училища Н.М. Богатов, И.С. Рачков, Л.Д. Галашин.

Во главе каравана шел т/х «Парижская Коммуна», поставивший дымовую завесу. Немцы с берега приказали повернуть судно. Галашин, подавая громкую команду, повел теплоход прямо к берегу, а члены экипажа в это время непрерывно поливали все палубы из брандспойта, чтобы деревянные постройки не загорались при обстреле. Поравнявшись с немцами, капитан вдруг резко отвернул и прошел узкое место. Снаряды, посыпавшиеся вслед, легли вокруг судна, и их осколки только немного повредили обшивку теплохода,

Пароход «Михаил Калинин» заполнили в Сталинграде ранеными, а также эвакуированными. Ночью, вслед за «Парижской Коммуной», вышли в рейс. Немцы их обнаружили, и тут началось… Несколько снарядов попали прямо в корпус, в огне был грузовой трюм. Ликвидировав пожар в трюме, команда стала заделывать пробоины в корпусе. Их оказалось пять, и все - ниже ватерлинии. В это же время на корме вовсю полыхало пламя. Но все-таки экипаж отстоял пароход, и он стал недосягаем для фашистов.

Эти суда уже скрылись в ночи, когда шквал огня обрушился на пароход «Иосиф Сталин» под командованием И.С. Рачкова. Чуть нише северной окраины Сталинграда в районе села Акатовка немцы обнаружили идущее судно и обрушили на него артиллерийский огонь. Сразу же вышло из строя рулевое управление, и неуправляемый пароход сел на мель. На судне начался пожар, но снаряд попал в машинное отделение и разбил пожарный насос. Пароход был обречен на гибель. Другим артиллерийским снарядом капитан Рачков был убит на капитанском мостике. Погибла почти вся команда и 750 женщин и детей. Удалось спасти лишь двух пассажиров и двух человек из экипажа. Только через год на левом берегу в протоке рукава Ахтуба было найдено и опознано тело капитана. В память об этом подвиге в наше время именем И.С. Рачкова назван трехпалубный пассажирский теплоход.

Имя Л.Д. Галашина в память о смелом командире ныне носит теплоход «Капитан Галашин».

Среди других работников водного транспорта в Нижегородский речной техникум был командирован и Андрей Белодворцев. Быстро пролетели годы учебы, и молодой специалист вернулся на Волгу в качестве лоцмана на пароход «Чичерин». Андрей, хотя и не так много лет плавал по Волге, все же сумел достаточно хорошо изучить судовой ход и по знанию фарватера не уступал мастерам лоцманского дела.

Великая Отечественная война застала А.И. Белодворцева на пароходе «Лермонтов», но уже в июле 1942 года, в разгар грозных дней обороны Сталинграда, молодого и энергичного первого штурмана назначают капитаном парохода «Гончаров», который в то время входил в состав действующей армии в качестве санитарно-транспортного судна. Биография речника, таким образом, оказались надолго связанной с этим пароходом.

Не один рейс совершил «Гончаров» под командованием молодого капитана в осажденный, пылающий, но упорно обороняющийся Сталинград. Почти 14 тысяч раненых воинов вывез пароход из осажденной врагом волжской твердыни, а в ноябре, когда Волга начала покрываться ледяным панцирем, экипаж «Гончарова» совершил в ледовых условиях рейс из Саратова с грузом пшеницы, проходя через минные поля на реке и укрываясь от частых налетов вражеской авиации. За активное участие в Сталинградской эпопее капитан Белодворцев был награжден первым орденом Ленина,

В те же годы работал капитаном на пароходе «Карл Маркс» В.И. Богданов, окончивший Нижегородское речное училище в 1899 году. В ночь на 22 августа судно встало под эвакуацию населения и госпиталей. Капитан провел судно невредимым, если не считать мелких царапин. Один он умел маневрировать вне судовых ходов. За семь огненных рейсов августа - сентября 1942 года «Карл Маркс» под командованием отважного капитана вывез из пылающего города более четырех тысяч детей, женщин, раненых бойцов. В 1993 году его именем - «Капитан Богданов» - назван один из грузовых теплоходов.

Каждый день на минах гибли суда. Подорвались пароходы «Ильич», «П.Чайковский», «Коммунистка» из затона им. 40 лет Октября и ППК (капитаны Ф.Г. Сафонов и И.А. Мишин).

Оставшиеся в техникуме преподаватели, служащие и курсанты, не щадя своих сил и здоровья, не считаясь с возрастом, трудились, помогая фронту. Они организовали отряд народного ополчения, работали на строительстве оборонительных рубежей. Один из сохранившихся документов того времени говорит о том, что сотрудники техникума Андреев, Субботин, Загрядский, Иванов, Осипов, Зарослов, Патаракин и другие на строительстве укрепрайона вокруг города Горького работали на трассе в Вареже по возведению полевых укреплений и противотанковых рвов, выполняя ус-гановленные нормы на 200 процентов. Они награждены специальными грамотами Горьковского Комитета Обороны.

Сотни учащихся под руководством преподавателей участвовали в сооружении насыпи для железнодорожной ветки Горький-Керженец, работали на строительстве линии телеграфной связи пароходства, участвовали во внедрении рейдовой радиотелефонной связи в портах. Специалисты по просьбе заинтересованных учреждений участвовали в разработке проекта линейно-путевой и постанционной связи для дороги Горький - Кулебаки.

Трудились и на сельскохозяйственных работах, на работах по заготовке топлива, принимали активное участие в сборе теплых вещей для воинов красной Армии, средств в фонд обороны страны (общая сумма подписки на военный заем, отчислений от воскресников, лотерей составила свыше 600 тысяч рублей).

Более 200 учащихся и преподавателей техникума были донорами, регулярно сдавали свою кровь раненым, находившимся на излечении в госпиталях г. Горького. Наиболее активными донорами являлись Г.П. Грибулин, А.Д. Патаракин, А.М. Патаракииа. А.П. Громова, А.М. Мамонова, С.И. Овчинникова, Мартыноваi, Овечкина, Романова. Одна только Овечкина за годы войны сдала 31,5 литра крови.

Организованная в техникуме концертная бригада в составе 29 курсантов и преподавателей за годы Великой Отечественной войны дала свыше 300 концертов для раненых бойцов и офицеров в горьковских госпиталях.

Учащиеся и преподаватели с ранней весны и до закрытия навигации находились на флоте. Заменив на судах речников, ушедших па фронты Великой Отечественной войны, они принимали участие и обеспечении армии и оборонной промышленности всем необходимым. Разделяя с волгарями все трудности судовой работы в военной обстановке, воспитанники техникума показали немало примеров истинно патриотического выполнения своего долга, так как плавание по минированным фарватерам, нередко под бомбежками и обстрелами врага, требовало и мастерства, и мужества.

За добросовестную самоотверженную работу по сооружению оборонительных рубежей были награждены медалями «За победу над Германией», «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» начальник училища Г.К. Субботин, заместитель начальника по учебной части А.Д. Патарпкин, начальник штурманской специальности Д.П. Андреев, преподаватели Д.Н. Зарослов, М.С. Мореходов, Н.С. Африкантов и др.

Честная напряженная работа этого большого коллектива в годы войны была по достоинству оценена Родиной: 86 человек из всего коллектива награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.» и более 50 человек - медалями «За победу над Германией».

Училище нового типа

Еще не завершилась война, а правительство уже намечало в стране программу восстановления и развития народного хозяйства. Обеспечение флота, портов, контор связи и службы пути командными профессиональными кадрами было одной из важнейших задач для речного транспорта.

В целях улучшения подготовки квалифицированных специалистов в июле 1944 года Горьковский речной техникум был реорганизован в речное училище. Интересно, что вернулась та форма обучения, которую свыше 50 лет назад запланировало и осуществило нижегородское купечество, только более зрелая, на несколько порядков выше по объему и качеству знаний. Прогресс за это время шагнул далеко вперед.

В результате большой напряженной работы коллектива во главе с начальником училища К.Г.Субботиным был создан новый в системе Министерства речного флота тип среднего специального учебного заведения. Все курсанты училища находились в нем на полном государственном обеспечении: они получали бесплатное питание, стипендию и обмундирование, жили в общежитиях-интернатах.

Училище стало крупнейшим средним учебным заведением как г. Горького, так и Министерства речного флота РСФСР. Число курсантов в нем в первые же послевоенные годы превысило 1800. Подготовка велась по следующим специальностям:

Училище создавалось в годы Великой Отечественной войны, и естественно, в первый период в обучении курсантов особенно большую роль играла военно-патриотическая подготовка. Ее вели такие опытные офицеры, как П.А. Васюнин, Б.А. Обухов, М.П. Саблин, А.К. Галушкин, Я.А.Вышкинд и другие.

В последующие десятилетия в развитии транспортного хозяйства страны появлялись все новые, все более сложные задачи. В связи с этим в училище возникали одни отделения и специальности, закрывались другие. Но неизменной была репутация высококвалифицированных специалистов, которую вышедшие из стен училища техники имели на флоте, в портах, на заводах, в конторах связи и путевом хозяйстве. Это были люди, воспитанные в духе требований времени, технического прогресса.

Большие достижения коллектива связаны с именем И.В. Любимцева, возглавлявшего училище в 1949--1965 годах. Он увлекал преподавателей и воспитателей своей энергией, стремлением к совершенствованию системы обучения и воспитания. Руководство начало материально-техническое перевооружение училища, оснащение современными средствами, использовавшимися на водном транспорте того времени. Неоценимую помощь в этом оказывали училищу Волжское объединенное речное пароходство и бассейновое управление пути. Кстати, здесь трудилась основная часть воспитанников училища, которые прилагали немало усилий для того, чтобы лаборатории оснащались новейшим оборудованием, приборами, многим из того, что улучшало бытовые условия курсантов.

В 1957 году завершилось строительство Дома курсанта на Сенной площади города Горького. Вопрос о его строительстве в свое время поставил перед Министерством речного флота РСФСР, перед правительством начальник училища И.В.Любимцев. На сооружение общежития государство затратило более 12 млн. рублей, но многие работы выполнялись курсантами безвозмездно.

Новое здание в те годы являлось одним из лучших в городе общежитий. Общая площадь помещений составляла 15,5 тыс. кв. метров. Имелась столовая на 800 мест с механизированной кухней, оборудованной по последнему слову техники. В распоряжении курсантов были аудитории для подготовки к занятиям, один из лучших в Горьком спортивный зал площадью 640 кв. метров, библиотека с читальным залом на 70 мест. Были в Доме курсанта свой радиоузел, медсанчасть, являвшаяся крупным медицинским учреждением.

До 200-300 тыс. рублей расходовалось ежегодно на приобретение учебного оборудования. Вновь создали механизаторский кабинет с действующими устройствами. Пополнялся двигателями и системами судомеханический кабинет. Среди них - новый дизель ЗД6, получивший в то время широкое применение на флоте. Быстрыми темпами оснащался кабинет судовождения.

Все меньше оставалось в коллективе тех, кто вместе с В.М.Зайцевым закладывал основы советской речной школы. В октябре 1948 года умер работавший в училище почти 30 лет известный волжский капитан Андрей Иосифович Яковлев. Его богатейший жизненный и более чем 60-летний судоводительский опыт, помогал в воспитании многих поколений волгарей настоящими командирами речного флота, патриотами Волги.

В мае 1957 года коллектив училища торжественно проводил на заслуженный отдых старейших преподавателей Г.Д. Миронова, В.И. Докучаева, А.Н. Корепанова, В.А. Загрядского, А.С. Павельеву. Несколько позднее ушли на пенсию преподаватели судовождения и спецлоции И.С. Мореходов и Н.Я. Чистовский - то поколение волгарей, которое, прежде чем создавать социалистический речной транспорт, защищало завоевания Октября с оружием в руках. В годы Гражданской войны И.С. Мореходов командовал отрядом речных канонерок, в составе Волжской военной флотилии находился и пароход «Мельников-Печерский», которым командовал Н.Я. Чистовский. В Великую Отечественную войну капитан-лейтенант Н.Я. Чистовский воевал командиром канонерской лодки «Руднев».

Многие годы после этого воспитывали квалифицированных специалистов речного флота учебники, пособия, написанные педагогами-ветеранами. Во всех учебных заведениях МРФ РСФСР использовался учебник судовой практики, созданный при участии А.И. Яковлева, И.С. Мореходова. Широкую известность у речников приобрели книги В.А. Матусевича «Выправление рек и регулирование стока» (переиздавалась за рубежом), А.А. Воскресенского «Машины непрерывного транспорта», Н.П. Архангельского «Сборник задач по электротехнике» и другие. А.М. Шапиро и С.Л. Мадорский написали книгу «Электрооборудование шлюзов», Н.Ф. Вакулов - «Теплосиловое оборудование подъемно-транспортных машин». Издательство «Транспорт» выпустило пособие А.П. Жарова «Устройство и эксплуатация подвесных лодочных моторов». Преподаватель Н.К. Медведев совместно с К.С. Ляховым написали учебник «Экономика, планирование и организация работы флота», отмеченный медалью ВДНХ.

Учитывая, что Горьковское речное училище являлось преемником Кулибинского, развивалось на базе этого училища, на традициях, связанных с памятью великого русского механика-изобретателя, постановлением Совета Министров РСФСР от 12 августа 1958 года в связи со 140-летием со дня смерти И.П.Кулибина училищу было присвоено его имя.

В организованном кабинете технического творчества силами курсантов и преподавателей в первый же год было изготовлено до 20 моделей погрузочно-разгрузочных агрегатов, моделей военных и речных грузовых судов, двигателей. Здесь же сконструирован и собран радиоприемник с маркой «ГРУ-1». А модель фотоэлектросчетчика штучных грузов, представленная на выставке технического творчества, была рекомендована Министерством речного флота для использования в портах.

Результаты творчества и трудолюбия курсантов можно были видеть на каждом отделении. В кабинете судоремонта под руководством преподавателя Д.Д. Шитова был смонтирован мостовой кран с электротельфером для разборки и сборки двигателей, изготовлено устройство для запрессовки поршневых пальцев. Здесь же действовала радиоуправляемая модель буксира-толкача, созданная кур сайтами. Во многом благодаря усилиям опытного преподавателя- гидротехника Г.П. Грибунина был создан кабинет дноуглубительной техники. В лабораториях и кабинетах использовались изготовленные под руководством преподавателей А.И. Раева, Л.С. Гольцмана, В.М. Староверова, Д.С. Шейченко оригинальны э сложные наглядные пособия и макеты.

Большую работу выполнили воспитанники при оборудовании лабораторий радиоизмерительных и радиоприемных устройств и лаборатории радиопередатчиков. В них под руководством преподавателей было создано 20 учебных установок. В электролаборатории смонтированы две обучающие машины и экзаменатор, а также новый главный распределительный щит для всех установок.

Изделия курсантов в 1964 году были представлены на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Училище награждено Дипломом II степени, а группа курсантов, преподаватели Д.В.Пестова, Г.А.Котельников удостоены бронзовых медалей ВДНХ. Речникам всей страны были известны имена многих волгарей-новаторов - капитанов, механиков, командиров земснарядов, воспитанных Горьковским училищем.

Еще в 30-е годы экипаж нефтевоза «Степан Разин» во главе с П.И.Чадаевым поставил мировой рекорд производительности труда на речных перевозках. Эстафету чадаевцев приняли такие новаторы-судоводители, как А.И. Торсуков, П.А. Палкин, С.А. Напитухин, А.И. Белодворцев. Шли годы, на смену ветеранам приходили молодые новаторы. Удивляли на первых порах речников смелые попытки молодого капитана Л.В.Пушкарева водить баржи, толкая их впереди парохода. Новшество не только заслужило право на существование, но и совершило настоящую техническую революцию на водном транспорте. Не только на Волге, но и на других реках толкание стало основным методом вождения барж, что не только преобразило флот, но и давало многомиллионный экономический выигрыш. И.В.Пушкареву принадлежала и честь освоения новых большегрузных судов типа «Волго-Дон».

Новаторство Леонида Васильевича Пушкарева было оценено правительством, ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Капитан-наставник Волжского объединенного речного пароходства Л.В.Пушкарев передал свой опыт десяткам передовиков-судоводителей. Замечательными мастерами своего дела, умелыми воспитателями речников стали окончившие речное училище капитан т/х «Волго-Дон-15» А.П. Смирнов, механик теплохода «XXIII съезд КПСС» В.Н. Ларин, капитан-механик теплохода «Умань» И.А. Дружаев, командиры пассажирских лайнеров А.В. Демидов, В.М. Мошкин, В.В. Сычев, крановщики лауреаты Государственной премии И.Д. Сычев, З.М. Петошина. В 1972 году Государственной премии были удостоены выпускники училища начальник цеха «Красного Сормова» Б.П. Шайдаков и капитан теплохода пароходства «Волготанкер» А.П. Ильин.

Ленинской премией был увенчан труд первооткрывателя волжских скоростных трасс Виктора Григорьевича Полуэктова. Именно он испытывал теплоходы на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Спутник», газотурбоход «Буревестник». Его мастерством и заботой взращены десятки судоводителей-скоростников, в числе которых тоже много выпускников Горьковского речного училища, среди них Е.К.Сидоров, В.И.Созонтов, В.И. Шлеев. У путейцев хорошо известны имена командира самого крупного земснаряда «Волга» В.Е.Серова, командира «Волжского-1004» С.Л.Фролова, начальника верхнего бьефа Городецкого гидроузла Н.Н. Везломцева, начальника Казанского технического участка пути Б.А. Самогина, главных инженеров Горьковского и Саратовского технических участков Г.Д. Сельчукова, Ю.И. Краснова, производителей работ Н.Ф. Деревянкина, С.А. Овощинкова и др.

В стенах Нижегородского-Горьковского училища осваивало речное дело немало людей, ставших крупными организаторами производства, руководителями предприятий, журналистами, писателями. Много лет был начальником пароходства и заместителем Министра речного флота РСФСР А.Н. Вахтуров, зам. министра Б.В.Егоров. Заместителем министра социального обеспечения РСФСР был В.А. Бабкин. Начальником Главного управления перевозок и эксплуатации работал И.А. Щепетов, последние годы жизни - начальник ВОРПа. Капитан И.А. Щепетов первый проложил путь крупным судам через Волго-Донской канал.

В Горьковском речном училище получили в свое время путевку в трудовую жизнь начальник Вятского пароходства Е.Н.Зарубин, начальник Амурского пароходства А.М.Быков, заместитель начальника ВОРПа Н.И. Артемьев, начальник судоходной инспекции Волжского бассейна Б.Н.Золотов. Писателями стали бывшие курсанты В.Ильин, В.Николаев, Б.А. Белоглазов, Б.Л.Шалагин, В.В.Горбачев и другие.

Николай Григорьевич Смирнов родился в селе Прытково Горьковской области. Учился в Горьковском речном училище, как многие его ровесники, писал стихи. Публикуемое стихотворение было помещено в сборнике курсантских творений 1957 г. «Волжские зори».

С дипломом третьего штурмана пришел Николай Смирнов на дизель-электроход «Литва» Волжского пароходства в 1958 г. А осенью поступил в ГИИВТ. Закончил институт, работал на судоремонтном заводе в Городце. Начинал инженером-технологом. В рабочем коллективе вырос до начальника производственного отдела. С 1973 г. Н.Г.Смирнов работал в Москве. Был секретарем парткома Минречфлота РФ, работал заместителем министра речного флота России. С 1997 г. до ухода на пенсию был заместителем министра транспорта РФ, руководителем Службы речного флота. Ныне президент Ассоциации судоходных компаний России.

Рассказ капитана-пенсионера

Мелкий дождь. Над Волгою прохлада.
Мне тот день, друзья, не позабыть.
Уходил на пенсию тогда я —
Вся команда вышла проводить.

Первый штурман от души поздравил,
Кок украдкой тяжело вздохнул,
Старый боцман лысину погладил,
С глаз слезу тяжелую смахнул.

И сейчас, вот здесь, в тени акаций,
Взглядом провожая в рейс суда,
Вспоминаю: сорок навигаций
Каждый год приваливал сюда.
Вспоминаю Лысково, Соколки,
Бахмутский, Микенский перевал,
Пристани, затоны и поселки,
Где за это время побывал.

Не спалось в ненастную погоду.
Винт умолкнет — я проснусь тотчас.

И хотя на берегу полгода,
Не усну спокойно и сейчас.

Лишь глаза сомкну и вижу: реи, фалы
И огни и пристаней, и ГЭС,
Слушаю и слышу, как сигналит
Где-то и кому-то «Кареллес».
И во сне кричу «Отдать швартовы»
 И кричу в машину «Полный ход»,
Но ответа нет знакомого «Готово» —
 В рейс ушел любимый теплоход.

И горят огни над Новостроем,
И плотины образуют глубину.
И проходят танкеры веселым строем,
Где траву косили в старину.
Не пришлось вести их новыми морями —
 Старость рановато подошла.
Вовремя воспитанная нами,
Смена нам достойная пришла.

1957 г.