Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Не дали ходу «водоходу»

28 сентября 2004 года исполнилось 200 лет испытаниям водохода, созданного И.П.Кулибиным.

Модель третьего варианта «водохода» хранящаяся в музее ВГАВТаДевятнадцатый век по праву можно назвать веком бурлаков. На Волге в то время их работало около 600 тысяч. Шли в бурлаки из разных губерний, но больше всего из Нижегородской, Казанской, Вятской и Пермской. Были и сбежавшие от крепостной неволи. Бурлаки начинали работу с первым лучом солнца и заканчивали с приходом сумерек. В лямке впереди шагал самый опытный и сильный бурлак - «шишка», или «дядька». Он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», нанимавшиеся только за харчи. Последними - «усердные», которые подгоняли «кабальных».

Создать альтернативу тяжелому бурлацкому труду было давним стремлением русских умельцев. В 1753-1756 годах на Волге стали появляться «самодвигающиеся» машинные суда, которые приводились в движение волами.

А в 1804 году на Волге состоялось испытание судна без весел и парусов. Его творец, талантливый нижегородский механик-самоучка Иван Кулибин назвал его машинным, или «водоходным» судном, а попросту - «водоходом».

Его постройке он посвятил последние годы своей жизни. По замыслу изобретателя, принцип работы устройства был следующий. Один конец каната привязывался к якорю, заносимому вперед, другой обвивался вокруг вала на судне. Течение, оказывая давление на лопасти колес, приводило их во вращение, канат наматывался на вал - и судно двигалось против течения. Причем судно двигалось безостановочно от якоря к якорю, которые завозили на канате вперед судна.

Первый вариант «водохода» был спроектирован и построен Кулибиным ещё в 1782 году в Петербурге. Судно испытывалось на Неве в присутствии особой правительственной комиссии. По обоим берегам собрались толпы народа, чтобы посмотреть, как судно без весел и парусов пойдет против ветра и течения. И оно пошло так сильно, что весельный ялик не мог угнаться за ним. Громкое «ура» грянуло по берегам, приветствуя изобретателя, стоящего на судне.

За создание «водохода» механик был награждён пятью тысячами рублей, но в действие изобретение так и не пустили. Уже в 1791 году Кулибин стал добиваться у правительства средств для внедрения в волжское судоходство машинных судов.

Канцелярская волокита растянулась на несколько лет. И только в 1801 году Александр I ознакомился с проектом Кулибина, как с меньшим отягощением для казны ввести в употребление на Волге машинные суда для пользы государства. Выдал изобретателю жалованье на постройку судна на два года вперёд. В случае неудачи все расходы Кулибин взял на себя.

В 1801 году Кулибин с семьёй вернулся в Нижний и приступил к работе. По словам сына механика, «…в сем упражнении он провел 1802, 1803, 1804 годы, трудился не жалея ни сил, ни здоровья, претерпевая жестокие ветра, сырость и морозы, усердствуя ускорить исполнение пламенного желания своего». Ивану Петровичу было уже 70 лет, и он «едва мог превозмочь сие немалотрудное дело».

Официальное испытание судна правительственной комиссией состоялось 28 сентября 1804 года. Результаты оказались вполне благоприятными. С грузом 2500 пудов судно шло против течения со скоростью 409 сажен в час. Нижегородский губернатор А.М.Руновский отметил, что применение этого судна на Волге «было бы для навигации не бесполезно». Но охотников применить машинное судно не нашлось. Оно стояло около берега и гнило. А на Волге, как встарь, суда тянули бечевой под «подобную стону» бурлацкую песню.

В 1807 году Кулибин разработал третий вариант: судно вместо громоздких двух пар колёс имело уже только одну пару, что значительно облегчало плавание. Однако разрешения его построить Иван Петрович так и не получил. В этом же году по распоряжению губернатора Кулибин передал министерство внутренних дел.

В итоге проект был отклонен, а судно продано на дрова за 200 рублей.

Анна Моисеева. Фото Валерия Важнева и из архива редакции.
(по материалам сайта http://www.volgaflot.com/)