Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

И снова вахта. Учебная (2010)

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина — старейшее в России — через два года будет отмечать свое 140-летие. С 2009 года его возглавляет заслуженный работник транспорта РФ кандидат социологических наук В.П. Елисеев. С разговора о том, как прошел День знаний в НРУ, началась наша беседа

— Для первокурсников первое сентября — всегда знакомство с училищем: в кинозале учебного корпуса я, мои заместители, начальники отделений встретились с ребятами, показали им фильм об училище, его традициях, — рассказывает Валерий Петрович. — На эту встречу приходят и ветераны флота. В этом году, например, у нас побывали три капитана, в том числе и известный на всю Волгу Лев Николаевич Токарев.

Третьего сентября, уже в Доме курсанта, провели традиционный митинг памяти Героя Советского Союза Николая Вилкова, повторившего в августе 45-го подвиг Александра Матросова: в боях с японскими империалистами он закрыл своим телом вражеский дзот. Курсант нашего училища, Николай был призван на Тихоокеанский флот и погиб во время штурма Курильских островов. В этом году в России впервые так широко отмечалась победа над Японией, окончательно завершившая вторую мировую войну. Так получилось, что наш митинг совпал с этой датой.

А вот посвящение в курсанты, которое проходит всегда очень торжественно и эмоционально, состоится уже в конце сентября — начале октября. Причина задержки простая: ждем, когда для девушек, ставших курсантами училища, по их индивидуальным меркам в специальном ателье сошьют форму (с парнями проще: они получают форму по заявленным стандартным размерам).

— Валерий Петрович, девушек речное училище принимает с 2007 года, и их становится все больше, что, конечно же, благотворно влияет на мужской пол, преобладающий среди курсантов…

— В позапрошлом году девочек училось всего шестеро. В прошлом — их стало 26, а в этом учебном году прибавилось еще 38. Причем учиться они будут практически по всем специальностям: и судоводители, и радистки, и электромеханики… Но больше, конечно, идут на бухгалтерский учет и экономику. В прошлом году, кстати, когда в училище проходил традиционный конкурс «Мистер НРУ», девочки уже стали роптать: «Мы тоже хотим такой конкурс!» Я пообещал, что, как только их будет человек 60, проведем и «Мисс НРУ». Результат не замедлил себя ждать — сегодня девушек в училище уже 64! Слово дал — надо держать: будем проводить и такой конкурс. Так что еще одна традиция появится в училище.

— От девушек, успешно сдавших экзамены и зачисленных на первый курс, давайте плавно перейдем к более общим результатам набора курсантов в этом году.

— Начнем с того, что план по приему мы выполнили на… 150 процентов (кстати, могли бы еще человек 200 принять). Дело в том, что в некоторых училищах среднего профессионального образования были в отличие от нас проблемы с приемом, вот почему нам предложили принять еще три группы.

На отдельные специальности конкурс был до трех человек на место. Самый большой — у электромехаников, радиоэлектронщиков и на морское судовождение, где готовят (на базе 11 классов) техников-судоводителей для судов смешанного «река-море» плавания. Ребята, пришедшие к нам после 9-го класса, учатся четыре года, после 11-го — три. В прошлом году к уже имевшимся шести специальностям добавилась седьмая — экономика, бухгалтерский учет. Престиж НРУ высок, его хорошо знают в стране: у нас учатся ребята из разных городов (даже из тех, где есть свои речные училища), и практически все города и районы нашей области представлены, хотя бы по нескольку человек. Примерно две трети набора этого года — сельские ребята, треть — городские.

Такие результаты — не просто счастливое стечение обстоятельств, они достигнуты кропотливой профориентационной работой в течение всего прошлого учебного года. За каждой школой Нижнего Новгорода, например, были закреплены наши преподаватели, которые туда постоянно наведывались. Мы выпустили очень неплохой, на мой взгляд, буклет, рассказывающий об училище, и попросили каждого из наших курсантов, уезжавших на каникулы в родное село, захватить его с собой и принести в школу, где учился. Все очень просто, никаких секретов, но сработало эффективно!

— Догадываюсь, что итоги прошлого года в целом вас порадовали…

— Из 197 выпускников 2009 года в Волжскую государственную академию водного транспорта, чьим подразделением мы теперь являемся, поступили 100. Деканы факультетов академии с удовольствием встречаются с нашими четверокурсниками: они в них заинтересованы. Из выпускников НРУ получаются более подготовленные, чем школьники, студенты: уже имеют рабочую специальность, знают, что хотят от жизни. Да и обучать их надо по сокращенной программе. И с дисциплиной, как правило, теперь уже нет особых проблем, что тоже, согласитесь, немаловажно в учебном процессе. Но когда я пришел в училище, именно дисциплина, откровенно говоря, здесь сильно хромала. Пришлось перестраивать всю работу.

— Каким образом?

— Две трети наших учащихся, 500 человек, проживающие в Доме курсанта, по сути, были предоставлены сами себе. Страдала не только дисциплина, но и учеба, так как должной подготовки к занятиям не было. Пришлось уволить практически весь штат, начиная с коменданта и кончая воспитателями, 172 курсанта были отчислены из училища. И из Дома курсанта, как ни жаль было, выселяли нарушителей.

Теперь воспитатели ежедневно приходят к 14 часам, когда ребята возвращаются с занятий, и распределены они по этажам, на которых курсантов селим по одной профессии: механики, судоводители и радисты. И до тех пор, пока не уложат всех воспитанников спать, домой никто не уходит. Так что курсанты теперь всегда под контролем. И вот после реорганизации, прошедшей без особых финансовых затрат, не только дисциплина, но и успеваемость заметно улучшились — на 10 процентов! И тех, кто окончил училище с красным дипломом, в прошлом году было уже 10 человек.

— Лиха беда — начало! В этом учебном году подобная конструктивная работа продолжится?

— Конечно! Хотя и непросто все дается: настойчиво звучали предложения вернуться к прежней, более привычной что ли системе. Но этого не будет! Наоборот, начав с наведения жесткой дисциплины, я, как человек, влюбленный в порядок, теперь хочу в Доме курсанта сделать… общественное самоуправление. Чтобы старшины (из числа ребят) по группам и курсам, подчиняясь старшинам по этажам и главному старшине, там могли и без взрослых управлять самостоятельно, причем на должном уровне. В идеале, конечно. А чтобы к нему как-то приблизиться, начинать надо с первокурсников.

Другая моя боль и забота — довольно плачевное состояние материальной базы училища. Правда, несмотря на наше безденежье, начали в Доме курсанта «кубрики» с тремя окнами, где по 10—15 человек проживают, переделывать, как я это называю, в «каюты» — с одним окном каждая: ставим перегородки, в таких комнатах уже по 3—4 человека будут жить. Почти люкс! Ребятам очень понравилось. В этом году четвертый этаж закончим переоборудовать — «кубриков» уже не будет. И так по всем этажам планируем сделать.

Удалось доказать, что и в Доме курсанта, и в учебном корпусе необходимо делать капитальный ремонт: в этом году выделены деньги на подготовку проектно-сметной документации, которая в сентябре уже будет готова. Но это только начало больших работ, которые надо успеть закончить к 140-летнему юбилею первого (и старейшего в России!) речного училища, который будем отмечать через два года.

— От проблем, что называется, на суше давайте перейдем к речным. Училище ведь создавалось для того, чтобы готовить кадры для флота, исходя, в первую очередь, из потребностей российских судоходных компаний. С чего, на ваш взгляд, должна начинаться целенаправленная кадровая политика по отношению к тем, кому предстоит, окончив НРУ, трудиться на реке?

— С прохождения курсантами практики и отношения к ней судовладельцев! Основных практик у нас две: групповая, когда после второго курса знакомим учащихся с флотом — рекой, и индивидуальная, после третьего курса, когда курсанты, получив рабочий диплом, трудятся уже в штатном расписании по судоходным компаниям. В позапрошлом году, например, с групповой практикой у нас положение было аховое: судоходные компании не хотели брать на себя такую убыточную нагрузку: «Чего, мол, им кататься?!» Потребовалось провести ряд совместных совещаний, чтобы все-таки убедить: хотите иметь в перспективе кадры — будьте добры не на какой-нибудь старый буксир ребят посадить, а как это сделали, например, Волжское пароходство и четыре другие компании в этом году, — на лайнер четырехпалубный, за что им большое спасибо! Привейте курсантам любовь к красоте, реке — они ведь в этом нуждаются, совсем еще мальчишки! Вот тогда и будут взахлеб рассказывать, как хорошо, как правильно они выбрали профессию. А вот весной, на практику в штатном расписании, наших охотно разбирают: пареньки старательные, неизбалованные и в зарплате непривередливые.

— Вот только многие судовладельцы сетуют, что не совпадает по времени производственная практика курсантов с периодом навигации на реке. В итоге возникают проблемы с укомплектованием экипажей, особенно рядовым составом.

— Никаких проблем! Всем говорил: мы готовы досрочно, экстерном принять экзамены у тех ребят, которые будут востребованы в апреле. Только делайте заявки пораньше! Не позднее января нам должны уже сказать: когда, сколько людей и каких специальностей потребуется — дадим, подготовим! Буквально на днях ко мне приходил с теми же кадровыми проблемами новый генеральный директор Нижегородского речного порта Александр Алексеевич Жарков (в прошлом, кстати, выпускник нашей академии): у него не хватает командиров на земснарядах, на гидроперегружателях. Мы с ним теперь заблаговременно намечаем программу подготовки кадров. Курсанты сначала будут знакомиться с портом и предстоящей работой, а после третьего курса, уже с рабочими дипломами, Жарков возьмет их в штат на всю навигацию. А потом тех, кто ему подходит, понравился, пригласит уже официально, после окончания НРУ, к себе в порт. Вот вам пример правильной кадровой политики руководителя.

С назначением в судоходной компании «Волжское пароходство» директором по персоналу Сергея Петровича Косинова наши рабочие контакты стали более плотными. В общих интересах, считаю, заключить между компанией, училищем и академией в целом договор о взаимном сотрудничестве: пароходство обеспечивает нам групповую практику, мы, в свою очередь, гарантируем, что обеспечим его кадрами.

— Но все ли так однозначно, Валерий Петрович? Руководители Волжского пароходства и других судоходных компаний не от хорошей жизни обратились с официальным письмом в Министерство транспорта РФ с предложением пересмотреть действующую систему подготовки специалистов и изменить ее с учетом потребностей судоходных компаний по совмещению профессий. Тем более, что и проекты судов речного флота последних лет рассчитаны на сокращенные экипажи именно с учетом совмещенных профессий!

— К нам, признаться, сегодня идут (как правило, на заочное отделение) получать вторую профессию даже выпускники ВГАВТа! Да что там, мой племянник, окончив водную академию, нигде не может найти себе работу. Ему говорят: «Если бы имел вторую профессию, мы бы тебя взяли». В НРУ на коммерческой основе учатся (чтобы получить вторую профессию) даже наиболее предусмотрительные студенты академии!

Если будет разработан совмещенный стандарт, позволяющий нашему выпускнику сразу получать профессии, например, электрика и механика, за нами дело не станет: пусть приходят и учатся. Аудиторный фонд позволяет нам принять еще 600 человек! Необходимо только внести изменения в образовательные стандарты, но в этом учебном году ничего подобного не предусмотрено. Прежде всего, конечно, нас бы должны спросить: каким мы видим обучение по совмещенным профессиям? Необходимо будет искать принципиально иные подходы, а не механическое совмещение двух разных профессий с углубленным изучением каждой. Это все равно, что балерине сказать: «Еще и юристом будешь!» Если сегодня, например, готовим специалиста, который разберет и соберет мотор от винтика до гаечки, то на новых судах, где техника будет совершеннее, ему уже не нужно знать все так подробно — только общую систему управления, ее работу в разных режимах, в том числе аварийном.

И, конечно же, когда будем готовить такую рабочую программу обучения — с новыми образовательными стандартами, в первую очередь обратимся к специалистам и практикам судоходства и судостроения. Дальнейшее развитие отраслевого образования возможно только на новом витке сотрудничества.

Беседовала Татьяна ШУКОВА. Фото Вадима МАРДАРЬЕВА
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)