Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

В ногу со временем

Об основных изменениях, касающихся системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (СПО), мы беседуем с начальником Нижегородского речного училища им. И. П. Кулибина Денисом Николаевичем Костюничевым

Денис Николаевич Костюничев—  Камнем преткновения для отраслевых вузов и их филиалов, — считает он, — всегда остаются требования двух документов: стандартов Минобрнауки РФ и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

В программах подготовки специалистов среднего звена мы учитываем потребности работодателей и вносим соответствующие коррективы. Что получается: транспортные образовательные комплексы готовят выпускников одних и тех же профессий, однако условия их труда в регионах различаются. Так, на юге страны навигация открывается раньше, чем на севере, значит, и сроки прохождения практики у курсантов или студентов отличаются. Эти моменты обговариваются с судоходными компаниями, и мы вносим их пожелания в учебные планы.

Что касается Федеральных государственных образовательных стандартов, в этом учебном году был подготовлен проект поправок к ним. Скорректированные ФГОСы будут называться «3++». Сейчас они находятся на утверждении, а все отраслевые вузы вместе с филиалами — в ожидании.

Добавлю, что Волжский государственный университет водного транспорта и училище, являющееся его подразделением, совместно с работодателями занимаются разработкой профессиональных стандартов «командир плавучего крана» и «командир-механик земснаряда». Программа подготовки по второй специальности уже завершена и вынесена на всеобщее обсуждение.

— Расскажите о семинаре, который прошел в этом году на базе ВГУВТа. Что нового узнали его участники о подготовке специалистов СПО?

— Отмечу, что подобные российские семинары проводятся Учебно-методическим центром на морском и речном транспорте (Морречцентром) ежегодно. В 2015-м участников принимала Московская государственная академия водного транспорта, а в этом году — наш водный университет. Собрались более 60 представителей образовательных учреждений Россморречфлота, Росрыболовства, муниципальных, краевых и частных образовательных организаций, а также производители технических средств обучения, работодатели (в частности, от Волжского пароходства, с которым речное училище успешно сотрудничает на протяжении многих лет).

Участники семинара приняли решение унифицировать учебно-методические комплексы для профессий, входящих в укрупненную группу 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта». То есть предстоит проработать все планы, программы, методики и пособия по четырем специальностям (судовождение, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, эксплуатация судовых энергетических установок, эксплуатация внутренних водных путей) и привести их к общему знаменателю.

Для этого созданы рабочие группы по каждой профессии, в которые включены специалисты и нашего училища, так что мы находимся в центре событий.

— Безусловно, наряду с программами СПО требует корректировки и учебная литература?

— До сих пор мы пользуемся пособиями, изданными в прошлом веке, они хоть и универсальны, но содержащаяся в них информация частично устарела. Современные учебники есть, но их единицы. Скажем, пособие «Навигация и лоция», разработанное преподавателем ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова В. И. Дмитриевым совместно с Морречцентром и изданное в 2015 году. В настоящее время Морречцентр при участии отраслевых вузов разрабатывает новые учебно-методические пособия.

Кроме того, на семинаре было принято решение о внедрении инновационных технологий в процесс подготовки кадров для речного и морского флота. Планируется, что интерактивные учебники и учебные пособия (плакаты, презентации, видеофильмы), а также информационный ресурс и электронная библиотека, которыми мог бы воспользоваться любой курсант или студент, повысят качество обучения специалистов.

— Как обстоит дело с организацией практики в речном училище?

— Сейчас организация и прохождение практики налажены. Единственный вопрос, который еще не решен, связан с выпуском специалистов, получающих диплом третьей группы судов, который, по сути, не востребован на флоте. Дело в том, что крупные и престижные судоходные компании давно оперируют судами более высоких групп. В решении этой проблемы мы чувствуем поддержку работодателей. Что, кстати, еще раз подтвердил прошедший российский семинар.

Благодаря в первую очередь таким судоходным компаниям, как Волжское пароходство и «ВодоходЪ», в этом году все необходимые виды практики пройдут 211 будущих судоводителей, механиков, электромехаников со второго курса до 17 июля. Слесарно-монтажную, такелажную, шлюпочную — на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Водник», групповую практику — на пассажирских теплоходах.

Третьекурсники сегодня проходят штатную практику на судах: вместе с экипажами они готовили их к навигации и затем по расписанию выходили на них в рейсы. Обеспечение курсантов штатными местами на флоте стало возможным благодаря совместной работе Центра содействия трудоустройству выпускников ВГУВТа (руководитель М. М. Миронов) с судоходными компаниями. Радует, что потребность в наших практикантах высокая. 

Денис Николаевич Костюничев
Родился 31.03.1979 г. в г. Бор Нижегородской области.
Выпускник ВГАВТа, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной механики и подъемно-транспортных машин.
2001 г. — мастер механического цеха завода «Теплоход».
С 1 апреля 2013 г. — заместитель начальника НРУ им. И. П. Кулибина по учебно-производственной работе. 25 мая 2016 г. назначен начальником училища по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта

Анна КОЧЕТКОВА. Фото Владимира ЮЖАКОВА
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)

4 июня 2016 г.