Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Когда уходит год…приходит время говорить о его итогах (2004)

Ещё один учебный год закончился в Нижегородском речном училище имени Ивана Кулибина. Его начальник Николай Савинов рассказал корреспонденту «БВ», с чем училище пришло к выпускным экзаменам и чего следует ожидать от года следующего

— Самый ответственный период, период итоговой аттестации, завершился в нашем училище. Особое внимание в это время уделялось двум последним курсам: третьему, поскольку он готовится к производственной практике, и четвёртому — выпускному.

Наша основная задача — каждого третьекурсника направить на суда и обеспечить прохождение производственной практики. Такого рода практика существует только у нас. Хотя техникумов, подобных нашему училищу, много и все они предоставляют учащимся практику на уровне государственного стандарта. Но проходят они её только в качестве практикантов. Мы же направляем своих курсантов на штатные должности. Пусть они низшие, но всё же это пропуск во взрослую рабочую жизнь.

Что касается выпускников, то сдача ими экзаменов прошла традиционно, без каких-либо новшеств и осложнений. Параллельно шло поступление в Волжскую государственную академию водного транспорта, с которой у нас сквозные учебные планы. По сокращённой системе обучения вышедшие из училища судоводители, если они желают совершенствоваться по своей специальности в Академии, поступают сразу на третий курс, если же выбирают другое направление — на первый курс. Для получивших другие специальности обучение сокращается только на один год.

— Были ли введены новые специальности в этом году? Планируется ли подобное на будущий год?

— В принципе, мы держимся за традиционные специальности. Их нельзя упускать, иначе разрушится уже собранная материальная база. Ведь, скажем, матбаза для бухгалтерского дела проста. Специальная литература и компьютер – и уже можно работать. А для судоводителя нужны дорогие тренажёры, специально оборудованные классы. Однако современность диктует свои правила. И сейчас мы ведём разговоры о введении такой новой специальности, как сервис на транспорте. Планировали сделать это уже в минувшем году. Но, видимо, придётся подождать. Необходима серьёзная подготовка. Нужно учесть и специальную литературу, и учебный план, и госстандарт.

Однако уже сейчас известно, что на эту специальность мы впервые будем набирать не только ребят, но и девчат.

— Что изменилось за этот учебный год на других «этажах» жизни училища?

— Речное училище всегда славилось своими успехами и в спорте, и в художественной самодеятельности. Радостно сознавать, что в этом году нам удалось сделать шаг к возврату этих традиций. У нас появился педагог дополнительного образования Елена Быстрицкая. С её приходом, я надеюсь, мы сможем многое сделать в сфере самодеятельного творчества курсантов. Целых два вокально-инструментальных ансамбля показали себя с лучшей стороны в этом году. Для них мы уже закупили кое-какую аппаратуру.

Ребята сами тянутся к искусству. Но мы не ставим для них обязательным участие в смотрах художественной самодеятельности, как было раньше. Наша цель – разнообразие кружков по интересам. С приходом Елены Владимировны надеемся осуществить задуманное.

Мы нашли возможность ввести ставку руководителя кружка технического творчества, или судомодельного кружка. Это необходимо, поскольку ребята, которые хотят заниматься конструированием моделей судов, абсолютно не имеют никаких навыков. Им нужен был опытный наставник.

Вид наших помещений стараемся «подтянуть» к современности. Евроремонт уже сделан в конференц-зале, в кабинете литературы, в двух кабинетах у радистов. Причём отремонтировано капитально, на несколько лет.

— Как обстоит дело с набором новых курсантов в этом году?

— Вот уже третий год установленное Министерством образования России количество ребят, принимаемых на дневное отделение, не меняется - 270 человек. Плюс ещё около 180 человек поступают к нам на коммерческой основе. Общий приём получается порядка 450 человек.

К поступлению ребята готовятся совершенно по-разному. Кто-то надеется на свои силы. А для тех, кто хочет немного подучиться, у нас существуют совсем недавно закончившие свою работу зимние, а также летние подготовительные курсы.

Пока мы не ощущаем нехватку в желающих учиться у нас. Но всё равно даём объявления о наборе, занимаемся профориентацией.

— Что конкретно будет сделано для каждого отделения училища в будущем году?

— Три основных объекта, которые постоянно требуют усовершенствования,– это материальная база, методическая литература и качество подготовки. По мере возможностей мы их обновляем.

Стараемся не обделять вниманием ни одного из четырёх наших отделений. Закупаем дорогие обучающие тренажёры, стенды. Абсолютно модернизировали радиолокационный тренажёр. Теперь на нём можно готовить специалистов по программе САРПа.

Приобрели большой тренажёр для судоводителей, небольшой, но необходимый аппарат для путейцев, две новые радиостанции. Следующая большая задача – поддержать судоводителей и радистов, купить новый тренажёр ТГС 4000, который стоит более 1,5 миллионов рублей.

Нельзя не обойти вниманием и самое большое в училище отделение эксплуатации внутренних водных путей и судовых энергетических установок. О том, как закончили год на нем, рассказывает его начальник Владимир Малышев.

— География распределения наших гидротехников широка: города Поволжья, начиная от Нижнего и заканчивая Астраханью, территории других бассейнов — Камского ГБУ, Бельский район водных путей. Там наших курсантов просят из года в год, хотя совсем рядом находятся Пермское и Уфимское речные училища. И каждый раз ребята привозят с собой почётные грамоты. Также мы направляем курсантов в Рязанский, Муромский районы водных путей. Полностью обеспечиваем «Волга-флот» мотористами, в качестве которых наши судомеханики направляются на пассажирские суда.

Желающих поступить к нам много. Причём конкурс с каждым годом возрастает. В этом году было набрано пять групп. Уменьшаться набор не будет, только возрастает за счёт обучения на платной основе.

В связи с совершенствованием техники особое внимание уделяется модернизации учебного процесса. Началось изучение новых типов двигателей, особенно иностранных фирм. У гидротехников пытаемся уже сейчас ввести изучение электронных карт. Сложность в том, что они пока ещё не внедрены в производство в полном количестве.

По поручению Минобразования России на базе программы обучения нашего училища были разработаны новые государственные образовательные стандарты, которые станут едиными для всех речных училищ.

Кроме того, начиная с этого года, гидротехники наравне с плавсоставом проходят полноценную подготовку. При этом у них введены такие ранее не преподававшиеся виды практик, как борьба за живучесть судна, а также медицинская подготовка и пожарная безопасность.

Анна МОИСЕЕВА.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)

май 2004 г.