Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Всю жизнь за штурвалом

Первого сентября ребят, поступивших в Нижегородское речное училище им. И. П. Кулибина, с Днем знаний поздравлял новый начальник НРУ — Владимир Геннадьевич Ларин, выпускник отделения судовождения этого училища, который, проработав на флоте 31 год, вернулся в родные стены

Владимир Геннадьевич ЛаринВ речное училище горьковчанин Владимир Ларин поступил в 1979 году после десятилетки сразу на второй курс. Родители работали на заводе «Двигатель революции», хоть и выпускавшем двигатели для судов, но это обстоятельство вряд ли повлияло на выбор профессии их единственным сыном.

— Моряком хотелось стать с детства, — говорит Владимир Геннадьевич, — зачитывался такими книгами, как «Лоцман» Купера, «Приключения капитана Блада» Сабатини, «Цусима» Новикова-Прибоя…

Романтически-книжное представление о профессии судоводителя при столкновении с реальностью подверглось испытанию на прочность, но трудности — требовательность педагогов, строгая дисциплина — закаляли силу воли, формировали характер. Во многом помогли и серьезные занятия спортом — боевым искусством карате — увлечение, которое (параллельно с профессиональной деятельностью Ларина) остается с ним и поныне.

А началось с той поры, когда Владимир был еще абитуриентом и готовился к поступлению в училище. Как-то, когда проходили мимо здания педагогического института, товарищ сказал, что здесь есть секция карате. Ларин в нее и записался. А когда поступил, выяснилось, что в училище (оно в то время было еще полувоенным заведением закрытого типа) увольнение можно получить только в выходные дни, да и то не всегда. Командиром его второй роты (на занятия и обратно — в Дом курсанта, где жили, ходили строем, под барабан) был мужчина строгий — Альберт Максимович Мустафаев, бывший военный. Дисциплину он держал будь здоров! Но к этому человеку Владимир Геннадьевич через всю жизнь пронес чувство глубокой благодарности, потому что именно Мустафаев два раза в неделю давал курсанту Ларину увольнительную на тренировки. На учебе занятия спортом отрицательно не сказывались:

— Даже, наоборот, дисциплинировали, заставляли ценить время! — говорит Владимир Геннадьевич и самокритично добавляет: — Правда, я получал не только увольнительные, но иногда и наряды на дополнительные дежурства. Учился хорошо, спортом занимался, но идеальным мальчиком, конечно же, не был: хотелось сходить в кино, погулять с девчонками…
Забегая вперед, скажем, что, окончив училище, Ларин и на речном флоте карате не бросил: сначала занимался сам, потом стал инструктором, а в 2002 году открыл собственный спортивный клуб «Вымпел» по стилю шотокан карате-до, входящий в состав Нижегородской региональной федерации.
— Межнавигационный период приходится на школьный учебный год, — говорит Владимир Геннадьевич, — поэтому и удавалось совмещать работу на пассажирском флоте Волжского пароходстве с тренировками юных каратистов.

Они называли его сэнсэй, что в переводе с японского означает учитель. Было и в жизни Ларина кого (как во время учебы, так и в профессии) назвать этим уважительным словом. Например, в училище это классный руководитель капитан Александр Павлович Бобков (сейчас он преподает во ВГАВТе на судоводительском факультете), на него Владимир очень старался равняться. Огромное влияние, конечно же, оказали и члены экипажа грузового теплохода «Шестая пятилетка», на котором Ларин проходил плавательскую практику в Тольятти после третьего курса. Сначала его распределили на «Дунайский», но Владимир не хотел работать на толкаче. Проявив самостоятельность, пришел в кадры и настойчиво попросил, чтобы направили на «шепэшку», где уже были два курсанта из ГРУ.

— Меня, хоть и не было никакого опыта, сразу поставили старшим рулевым-мотористом, — вспоминает Владимир Геннадьевич. Первую профессию он освоил довольно-таки быстро. Может, потому, что никогда ни от чего не отказывался: выходил плести порванные швартовые (даже если порвали его же товарищи), отдавать якоря, когда на вахте была женщина-матрос…Закончилась та, первая в жизни рабочая навигация (не считая ознакомительной практики после второго курса), и механик сказал с одобрением:
— Побольше бы таких парней, как ты!

Навигация началась в апреле, завершилась в ноябре, а потом еще месяц — горячий ремонт. Курсанты наравне со всеми членами экипажа жили и работали тогда на судне. Домой Владимир хоть и вернулся уже в двадцатых числах декабря, но в полной уверенности, что профессия выбрана правильно. И не усомнился в том за многие годы ни разу!

Окончив в 82-м училище и получив военный билет после военной стажировки на тральщике под Астраханью, Ларин попал по распределению — третьим штурманом, третьим помощником механика — на Городецкий судоремонтный завод, где поработал на грузовом флоте. Год ходил на «Шестой пятилетке» с приставкой. Перешел потом на «Волго-Дон» «30 лет Победы». А после горячего ремонта, который продлился до января, опять-таки по собственной инициативе перевелся уже на РЭБ имени 40-й годовщины Октября, где стоял пассажирский флот.
Владимира Геннадьевича назначили третьим штурманом теплохода «Михаил Кутузов», на котором он проработал девять лет и дорос там до первого штурмана. (Позднее, после четырех лет плавания на «Козьме Минине», Ларин на него еще раз вернулся.)

С четырехпалубником «Михаил Фрунзе», теплоходом, где было уже рукой подать до мечты (работал старшим помощником капитана), связаны и наиболее серьезные достижения Владимира Геннадьевича Ларина в его тренерской работе. В 2006 году на состязаниях среди юниоров его воспитанник Дмитрий Ионов занял второе место на чемпионате мира по карате, а Александр Беляков, три последних года занимавшийся у Владимира Геннадьевича, стал чемпионом. В результате В. Г. Ларину присвоили звание тренера высшей категории.

Теплоход «Сергей Кучкин» наиболее дорог Владимиру Геннадьевичу, ведь именно на нем он работал капитаном. Впрочем, незабываема и «первая любовь» — «Михаил Кутузов»: там начал свою биографию на пассажирском флоте. Что же касается любви «сухопутной», человеческой, то с будущей женой, Ларисой Анатольевной, Владимир Геннадьевич познакомился в международном молодежном лагере. Две недели вместе отдыхали, а потом год встречались — ездили друг к другу: то она к нему в Горький, то он к ней — в Тверь, куда Ларису направили по распределению после окончания Ленинградского института легкой текстильной промышленности. В 1990 году поженились.

Теперь это дружная пара еще и… горнолыжников, а сын — студент Александр — сноубордист (он, кстати, и карате занимался в клубе отца, а теперь сам стал тренером). Так что нетрудно догадаться, кто был азартным инициатором такого семейного хобби.

— Когда я еще на «Кутузове» работал, по турпутевке, которая оказалась горнолыжной, поехал в Югославию. В Сербии на «горе солнца» Копаоник (2017 метров над уровнем моря) и началось мое второе серьезное увлечение. Теперь вот зимой по субботам-воскресеньям катаемся в горнолыжном комплексе «Хабарское», что под Богородском, — рассказывает Владимир Геннадьевич Ларин.

Увлечь, научить тому, чем владеешь сам, передать накопленный опыт — не каждому такое дано. Даже в любви капитана к пассажирскому флоту немаловажная составляющая — интерес к людям, общению:

— Идешь на вахту — тебе улыбаются, здороваются, в конце рейса благодарят за твой труд — это очень приятно!
…Последнее место работы Ларина перед его назначением в конце августа на должность начальника НРУ — капитан-наставник в компании «ВодоходЪ». Подсказать, проконсультировать — оказать помощь судоводителям (особенно молодым, недавно пришедшим на речной флот) во время навигации, — все это вполне в духе Владимира Геннадьевича.

По сути, и должность начальника училища ведь во многом схожа как с наставничеством, так и с капитанством.

— Самое главное богатство страны — не нефть, не газ и не уголь, а дети! — говорит Владимир Геннадьевич — Это главный приоритет. И задача наша состоит в том, чтобы вырастить их здоровыми нравственно и физически, чтобы они получили хорошее образование, работу, сделали карьеру, завели семью и детей. Какими будут они, такой станет и наша страна через десять — тридцать лет!

И снова Ларин, как и всю жизнь, за штурвалом корабля. Только идущего теперь не по столь любимой реке Волге с ее меняющимися пейзажами, песчаными косами, а на длящейся вот уже второй век учебной вахте старейшего профессионального флотского училища России.

Татьяна Шукова. Фото Владимира Южакова.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)