Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Сдавали курсанты экзамен… (2004)

В капитанской рубке теплохода «Комарно» идет ответственный экзамен. Стайка притихших курсантов Нижегородского речного училища сдает его как завершающий этап плавательской практики, испокон веков проходящей после окончания первого курса

Позади у мальчишек остались четырёхчасовые вахты в рубке и машинном отделении. Теперь же капитан теплохода Иван Муравьев, хитро щуря добрейшие глаза, «пытает» ребят каверзными вопросами.

— Что у нас означают черные буи, кто скажет?

— Они ограждают левобережные мели.

— А красные?

— Правобережные…

— Молодец, хорошо.

Иван Иванович тоже заканчивал Горьковское речное училище. В училище своего родного города Владимира он и его друг опоздали подать заявления. В грусти и тоске бродя по улицам, они случайно оказались на автобусной остановке. Приехали в Горький. Здешнее речное училище встретило их открытыми дверями и плакатом во всю стену: «Добро пожаловать!». «Вот видишь, Коль, — сказал тогда будущий речник, — а здесь нас ждали».

— Практику проходил на грузовых судах, — рассказывает Иван Иванович. – А в 1956 году по направлению пришел работать в затон Память Парижской коммуны. С тех пор от реки никуда. Первым судном, на которое я поступил работать, был старый колесный пароход «Чичерин». Потом были разные судна. В 1979 году впервые ступил на палубу «Комарно». Но не мы выбираем, нас выбирают: вскоре пришлось уйти. Теперь я снова здесь, уже капитаном. Для меня этот теплоход во всех отношениях очень много значит. Мне по душе живая работа с пассажирами. Да и команда прекрасная. Кое-кого я знаю давно. 20 с лишним лет с нами работает отличник речного флота начальник радиостанции Александр Зарубин. А совсем недавно на «Комарно» появился ещё и заслуженный работник речного транспорта боцман Владимир Курников. Работает на реке 30 с лишним лет, а на «Комарно» перешел с «Капитана Рачкова». Так что с такими славными речниками навигация нам по плечу.

С курсантами Иван Иванович мягок. Видимо, памятуя о собственной первой практике. Наводящими вопросами направляет мальчишек к верным ответам. По-своему «ругается» на них.

— Вот, — говорит, — что значит механики. Весь упор делают на механизмы, а определения простейших слов, таких как «река», «форватер», забывают.

Как бы мимоходом, по наводке Муравьева, мальчишки узнают, что за зверь такой теплоход, на котором они идут.

— «Комарно» — судно класса О с ограничениями по волне 2 метра, — меряя шагами рубку, объясняет Иван Иванович. – Его назначение – перевозка пассажиров. Скорость – 25 узлов на спокойной воде, не больше. Почему не больше? Правильно, потому что это уже критическая скорость для судов такого водоизмещения.

Экзамен идет своим ходом, но и служба не останавливается. На вахте стоит III штурман теплохода Денис Копосов. И он прошел школу все того же речного училища. В 1996 году проходил плавательскую практику на «Иване Кулибине», куда потом и был взят на свою первую навигацию. А потом оказался на «Комарно».

Денис рассказывает, что общий язык с командой нашел практически сразу.

— Капитан — профессионально грамотный человек. Много помогает в освоении штурвала, учит, как точнее проходить перекаты, шлюзы. Если есть навык, шлюз проходить несложно. Однако все же на практике порой возникают и нестандартные ситуации.

Вот и мальчишки, впервые входя в капитанскую рубку, теряют порой присутствие духа от значительности этого места. Денис рассказывает, что в прошлом году один практикант, увидев речное пространство, открывающееся из рубки, хлопнулся в обморок. Второй вроде достойно стоял за рулем, выполнял команды капитана, но потом команда увидела, что у него на спине вся рубашка мокрая. «Так, — говорят, — иди, отдохни. Следующий».

— Ясно же, — пожимает плечами Денис, — что если он не смог преодолеть своего страха перед штурвалом, то штурмана из него не получится.

И хотя все ребята, только что сдавшие итоговый экзамен по плавательской практике, выбрали своей стезей профессию электромеханика, кто знает, не возникнет ли у кого-нибудь из них желание переквалифицироваться на судоводителя. При таком по-человечески теплом подходе Ивана Ивановича волей-неволей хочется стать знающим и добрым капитаном, чтобы уверенно стоять у руля и учить следующее поколение мальчишек. А ведь они даже во время ответственного экзамена остаются мальчишками, настоящими сорванцами.

— А это что за сияющее устройство под глазом? – пряча лукавую усмешку, грозно вопрошает как бы между прочим капитан «Комарно».

И парнишка, трогая рукой фингал и смущенно улыбаясь, тянет:

— Это я ещё дома…

Анна МОИСЕЕВА.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)

2 июля 2004 г.