Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

НРУ: щедро сеет, масштабно жнет

Сегодня, 29 июня 2007 г., последний экзамен в этом учебном году сдают первокурсники Нижегородского речного училища им. И.П. Кулибина. Само заведение тоже держит своеобразный экзамен — подтверждает свое право на прошлое, настоящее и будущее, подводя итоговую черту деятельности длиною в 135 лет. О праздновании юбилея, о выпускниках и абитуриентах мы беседуем с начальником речного училища Николаем Петровичем Савиновым

Николай Петрович Савинов— Сейчас выпускники этого года находятся на двухмесячной стажировке как дублеры командира, некоторые в штате. Они уже сдали все экзамены, включая государственные. Когда вернутся в училище и принесут отчеты о практике, будут получать дипломы.

Впервые НРУ выпускает ребят, являясь структурным подразделением Волжской государственной академии водного транспорта, запись о чем присутствует в дипломе. Это в какой-то степени повышает статус и документа, который вручает училище, и самого выпускника.

Еще одна особенность этого года — на путейской и судомеханической специальностях мы провели забытое распределение выпускников. Оно не носило обязательного характера, но, учитывая, что заявок поступает все больше, мы набрали их под количество выпускающихся курсантов и каждому предложили поехать в определенное место по специальности на хорошую должность и приличную заработную плату. Правда, есть и ребята, которые устроились на низшие должности, — матросами, рулевыми, что связано с нехваткой флота и соответственно рабочих мест на судах. Хотя повторюсь, распределение было в большей степени экспериментом. Инициатива поступила от заведующего отделением эксплуатации внутренних водных путей и судовых энергетических установок Владимира Петровича Малышева. Пришлось немало поработать и с родителями, и с курсантами. Первоначально их смутило такое новшество: практически по приказу следовало отправиться на место работы. На самом деле никого никуда ехать не заставляли, и фактически распределение прошло с обоюдного согласия. Двум-трем курсантам даже пошли навстречу и перераспределили после того, как их что-то не устроило на первых местах.

Я считаю, вопрос трудоустройства очень важен. Не случайно уже при поступлении ребята начинают задумываться, куда они пойдут по окончании. Ведь можно получить специальность и не найти места работы.

Поскольку эксперимент прошел успешно, рассчитываем на будущий год ввести распределение и на других специальностях. Возможно, ребята сами будут высказывать пожелания, и мы их учтем. А пока пусть после 3 курса стараются зарекомендовать себя на практике грамотными специалистами, тогда на них будут запросы, которые позволят им продолжить работать там, где понравилось.

— Еще с какими результатами подошло училище к концу учебного года?

— Сейчас мы подводим итоги по методическому и воспитательному направлениям. Методической работе в училище уделяется самое пристальное внимание. В этом году она была целиком направлена на формирование ценностной ориентации курсантов в образовательном процессе. В ее рамках многие преподаватели повысили свою квалификацию, освоили и используют информационные технологии. Изданы учебники и учебные пособия, в том числе курс лекций «Охрана труда» С.П. Сундукова, пособие в 2-х частях «Основы ТУС и борьба за живучесть судна» Г.В. Захаровой, а также книги и брошюры В.Н. Балясникова, В.П. Торгашева, С.С. Шишкина. Проведена выставка-отчет преподавателей о методической работе в 2006-2007 учебном году. На конференциях по практике курсанты 3-4 курсов всех специальностей встречались с работодателями. На городской конференции НОУ «Эврика» ребята получили дипломы 1 и 2 степени.

Большая работа была проведена по подбору материалов для второго зала музея истории училища, открытие которого не за горами.

В форме традиционной для училища методической конференции под названием «Организация учебно-познавательной деятельности» прошел завершающий год педсовет. На нем наши лучшие преподаватели поделились своим опытом и показали возможности техники в новом компьютерном классе.

В течение года в стенах училища прошло множество конкурсов и концертов, о которых не раз писал «Волго-Невский ПроспектЪ». Кроме того, ребята участвовали в районных, городских и областных конкурсах, акциях и конференциях. Совместно с Приволжским региональным центром по борьбе со СПИДом училище организовало беседы-тренинги для 2 курсов по программе «Антиспид», а также беседы с юристом на правовые темы.

— Как обстоит дело с летним отдыхом курсантов?

— Мы заботимся также и об организации летнего отдыха ребят. Правда, тут сказывается сезонный характер речной работы, благодаря которому большая часть курсантов проводит всю навигацию на судах. Добрая половина выпускников к тому же поступает в академию. 3 курс все лето на технологической практике. На 2 курсе мальчишки сами изъявили желание подзаработать, и мы устроили на штатные должности тех, кому исполнилось 18 лет и у кого есть навыки работы после ПТУ. Остальные проходят сейчас групповую шлюпочно-такелажную практику в Подновье.

Полноценно отдыхает только 1-й курс, у которого каникулы начинаются 30 июня и длятся 63 дня. У 2 курса официально 56-дневный отдых начнется 7 июля. Курсанты и сотрудники училища имеют возможность поехать в спортивный лагерь ВГАВТа, впрочем, как и в прошлом году. С сиротами, которые обучаются в НРУ, летом персонально занимаются в рамках областной программы.

— С 15 июня свою работу начала приемная комиссия. Набор учащихся чем-то отличается от наборов предыдущих годов?

Первокурсники— В этом году прием обещает быть очень непростым — нынешний выпуск в школах в два раза меньше, чем прошлый. С нашей стороны все, что можно, с точки зрения профориентации, мы сделали и продолжаем делать. Не жалеем денег на рекламу. Плюс для училища — наличие общежития. Не секрет, что прирост учащихся происходит в основном за счет ребят из сельской местности. Они сначала узнают, есть ли общежитие, а потом уже подают заявки. К тому же сейчас НРУ способно расселить до 400 курсантов, не в пример прошлым годам, когда мест было чуть больше шестидесяти.

Поэтому надеемся, что вчерашние школьники придут поступать к нам, в одно из старейших речных заведений, тем более, что телефонных звонков от заинтересованных лиц поступает много. Теперь ожидаем и основной наплыв заявлений от абитуриентов, поскольку в школах уже выдали аттестаты на руки.

— С этого года училище стало принимать и девушек. Чем вызвано такое нововведение?

— Да, девушки принимаются наравне с юношами на любую специальность. Это тоже продиктовано демографической ситуацией. Обстановка такова, что в школьных классах на двух мальчиков приходится порой до 20 девочек. Так почему бы нам хотя бы в какой-то мере не закрыть демографическую «яму» за счет девчат?

Я слышал разные мнения от преподавателей из техникумов с общими классами. С одной стороны, говорят, что в присутствии девушек ребята становятся более неуправляемыми, а с другой стороны — отмечают и положительное влияние слабого пола на сильный. Для НРУ поступление девочек означает еще и то, что у нас, возможно, будут свои артистки и танцовщицы. Ведь для того, чтобы разбавить сугубо мужскую компанию учащихся на наших конкурсах и концертах, нужно приглашать студенток из педагогического колледжа, медицинского и фармацевтического училищ.

Конечно, в основном НРУ может предложить специфические мужские специальности, которые мало привлекают особ женского пола в качестве своей постоянной профессии. Но были же раньше женщины-штурманы, даже женщины-капитаны. И мы верим, что есть еще девушки, которые мечтают о речной романтике. Пока они дают знать о себе телефонными звонками.

А мы готовимся к их появлению. Сейчас идет реконструкция второго этажа Дома курсанта, где будет женское общежитие на 34 человека. Если девочек поступит больше, найдем еще места.

— Какие мероприятия ожидаются к юбилею училища?

— Праздник традиционно растянут на целый год, поскольку 1 апреля мы отмечаем 135 лет Кулибинскому ремесленному училищу, а в октябре — 120 лет Нижегородскому речному училищу, на базе слияния которых возникло современное НРУ. В честь юбилея прошли различные конкурсы и КВНы. Продолжаются стихотворный конкурс и конкурс на лучший вариант гимна НРУ.

Приводится в порядок здание учебного заведения, которое служит людям уже третий век. Хотя средств на капитальный ремонт в этом году отпущено меньше, чем в прошлом, красоту наведем должным образом.

Осенью планируется торжественно-официальная часть праздника. Вместе соберутся курсанты и сотрудники, не забудем и ветеранов. Пройдут приуроченные к юбилею награждения и поощрения. Кульминацией станет поездка коллектива училища на теплоходе с научно-практической конференцией, в организации которой, надеемся, поможет ОАО «Волга-флот».

— В декабре прошлого года в стенах Волжского пароходства прошел «круглый стол» по кадровым проблемам. Дискуссия как-то повлияла на работу НРУ по практике?

— Поскольку «круглый стол» был первой попыткой, то быстрых результатов от него даже не стоит ждать. Но я считаю, что начинание следует продолжить и сделать мероприятие традиционным. Уже в ходе подготовки представителей предприятий к «круглому столу» появились новые идеи. Училище заключило договор с ОАО «Волга-флот», и наши ребята уже получают стипендию от судоходной компании с гарантией дальнейшего трудоустройства.

Раньше в НРУ проходили конференции по итогам производственной практики, на которые мы приглашали руководителей кадровых служб и, честно глядя в глаза друг другу, могли высказывать и предложения, и претензии. Теперь такого нет. Но я предлагаю в этом году провести «круглый стол» на базе училища и пригласить на него курсантов, прошедших практику. Пусть прозвучат примеры и хорошие, и не очень — все пойдет на пользу.

— Вхождение в структуру ВГАВТа дало уже свои плоды?

— С академией нас и раньше связывали сквозные планы; наших ребят принимали в вуз по сокращенным программам. Когда шел разговор о включении училищ в состав ВГАВТа, отмечалось, что все это для того, чтобы повысить качество преподавания дисциплин в стенах средних профессиональных учебных заведений. Имелось в виду, что будут привлекаться кадры академии. Пока этого не произошло. Но то, что цикловые комиссии стали тесно взаимодействовать с кафедрами по своим направлениям, уже плюс. Мы приходим в вуз не как посторонние, а как свои люди. Комплекс теперь – наша общая проблема.

Многое в стадии становления, но все равно положительное влияние на качество подготовки будет. В недалеком будущем ребята целенаправленно пойдут поступать в комплекс, чтобы затем продолжать свое образование в вузе.

Не менее положительна тенденция совместного использования общей матбазы, в том числе судоводительских тренажеров и спортивных помещений, тренажеров и инвентаря обоих заведений.

В этом году заочники водной академии селились в общежитии училища на свободных местах. Уверен, что дальше взаимопользование будет развиваться более эффективно и с большей отдачей.

В настоящее время идет работа над лицензией — впервые в январе-феврале 2008 года НРУ аттестуется как структурное подразделение высшего учебного заведения. И могу точно сказать, что мы оправдываем новый статус. Сейчас в училище три стипендиата. Администрация Нижегородской области уже выплачивает стипендию курсанту Сергею Быкову. В следующем учебном году еще двое ребят — Александр Марушин и Николай Лебедев — будут получать соответственно стипендии Президента РФ и Правительства РФ.

Анна Кочеткова. Фото Вадима Мардарьева.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)