Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

«Первые учителя во взрослой жизни»

На первом курсе обучения в Нижегородском речном училище курсанты попадают к педагогам общего образования. Они продолжают заниматься с ребятами знакомыми со школы предметами и помогают им освоиться в стенах по-взрослому строгого учебного заведения. Поэтому и отношения у младшекурсников со своими первыми преподавателями в училище доверительные

Ирина Вячеславовна Пономарева ведет урок— У нас с ними взаимная любовь, — улыбается учительница физики Ирина Вячеславовна Пономарева. — Мы же первые их учителя во взрослой жизни. И наше общение скорее похоже на общение матери и сыновей.

К тому же, думаю, что мы, преподаватели речного училища, находимся в более выгодном положении, чем учителя средних школ, потому что ученики приходят к нам мотивированными, желающими получить профессию. И наша задача – не отбить это желание получить выбранную профессию, а, напротив, укрепить его.

И укрепляют так, что заслуживают звания. Но не те, что даются государством, а во много крат ценнее — те, что говорят о признании труда коллегами и учениками.

Преподавателями года были объявлены в 2003 году Ирина Вячеславовна Пономарева и учительница технической механики Елена Юрьевна Шаварина. Конкурс, в котором они участвовали, был проведен силами училища по инициативе методиста НРУ Раисы Платоновны Тряниной. Прежде всего здесь оценивался преподавательский опыт. Учителя формулировали свои педагогические принципы, выступали на конференции, вели открытые уроки, где выносили на суд жюри педагогические находки.

Вот, например, строки из педагогического «кредо» Ирины Владиславовны:

«Необходимо, чтобы между учителем и учащимся сложились двусторонние уважительные отношения. Учитель должен помнить, что ученик имеет право на ошибку и незнание, а святая обязанность учителя быть педагогическим оптимистом, умело разрешать возникающие конфликтные ситуации».

В НРУ она уже 20 лет. Закончив пединститут, думала об аспирантуре, о защите диссертации. Но жизнь внесла свои коррективы, о которых Ирина Владиславовна не жалеет ни минуты.

— Все, кто у нас работают, не жалеют. А те, кто жалеет,… у нас не работают, — смеется учительница физики.

А в общем-то, кроме как учителем, Ирина Владиславовна никем стать и не могла. Гены. У неё и бабушка была преподавателем истории, и мама литератором, муж закончил пединститут, там же и работает. Вдобавок ещё и обе дочери педагоги.

— Моей бабушке было уже довольно много лет, — рассказывает потомственная учительница, — но ученики все равно приходили к ней, звонили. Со школы помню замечательного учителя физики Ирину Ивановну Гришвину. А в институте все преподаватели, как на подбор, учили добротно и качественно. Поэтому к учителям я отношусь с большим уважением. Педагог – это прекрасно. Вот только… зятья недовольны. Нелегко, когда со всех сторон поучают.

Когда Ирина Владиславовна в рамках конкурса представляла на открытом уроке педагогическую находку, намеренно выбрала несильную группу.

— Хотелось показать, что и неуспевающие ребята могут справляться с теми же самыми задачами не хуже сильных учеников. Просто на уроке должна быть создана соответствующая комфортная для учащихся обстановка. Курсант не должен бояться высказаться, выйти к доске.

В ходе занятия курсанты набирали баллы по разным критериям, и в итоге оценивалась работа каждого. Я считаю, что правильно, когда оценка ставится сразу, потому что по прошествии некоторого времени между проделанной работой и её оцениванием забывается, за что выставлена именно такая отметка. Я проверяла знания курсантов с помощью таблички, похожей на ту, что бывает в игре «морской бой». В ней были вопросы, а ответы учащиеся вносили сами. И сразу можно было увидеть, «убил» — «не убил».

Внимательное отношение к ученикам навсегда оставляет след в их сердцах. Учительницу физики многие помнят, приходят в гости в училище уже с женами и с детьми.

— Бывает, что меня помнят даже, скажем так, «особо вредные ученики», — говорит Ирина Владиславовна. — Был у меня в первом выпуске такой мальчик Сережа Ичков. И учился вроде бы неплохо, но все время пытался что-нибудь натворить. А сейчас — судомехаником за границу плавает. Приплывет – доложится мне. Уплывает – тоже придет, попрощается. Вот как в жизни бывает.

Елена Юрьевна Шаварина (справа) с коллегамиЕлена Юрьевна Шаварина, (на фото- справа) разделившая вместе с учительницей физики лавры Преподавателя года, в отличие от Ирины Владиславовны, о преподавательской деятельности и не помышляла. Зато с детства была связана с флотом.

Её отец – один из создателей судов на подводных крыльях, лауреат Государственной премии Юрий Иванович Минеев. В силу сложившихся в семье традиций Лена вместе с отцом ездила в командировки. Это и повлияло на выбор профессии. Она закончила кораблестроительный факультет Горьковского политеха. 15 лет работала конструктором на «Красном Сормове».

— Как я переквалифицировалась в преподаватели? – говорит Елена Юрьевна. – По житейским обстоятельствам. Ездила на работу через весь город в Сормово. А тут предложили работу учителя в одном из учебных заведений в центре, в двух остановках от дома, без всяких лишних нагрузок. Я согласилась. Правда, свою роль сыграло и то, что у нас в семье тоже есть педагоги. Бабушка моя была преподавателем математики. Помню, как в детстве я сидела на диване и раскладывала тетради с контрольными на «отлично» в одну стопку, а с двойками — в другую.

В речном училище Елена Юрьевна — три года. До этого работала еще в бизнес-колледже заместителем директора по учебной работе.

— Там были свои нюансы, прежде всего то, что это коммерческий профиль. И проработав некоторое время, я поняла, что мне все же роднее государственная система образования. Просто я не коммерческая душа. Мне нравится в речном училище. Я предпочитаю каждый день находиться здесь, чем сидеть в какой-нибудь конторе, закопавшись в бумаги, хоть и за большую оплату.

По словам Елены Юрьевны, в училище она «притиралась долго», около года. Слишком уж большой оказалась разница между системой работы в коммерческом учебном заведении и государственном ссузе. Но хороший коллектив и благодарные ученики помогли учительнице технической механики освоиться в этих стенах.

А между прочим, Елена Юрьевна учитель не простой. Окончательно решив, что преподавательская деятельность – её стезя, она прошла подготовку в Британском совете. Три года подряд приезжали приглашенные московскими координаторами преподаватели из Англии и с помощью переводчика начитывали лекции. По окончании курса Елена Юрьевна получила сертификат тьютора (преподавателя-консультанта, сопровождающего учебный курс), заверенный англичанами, на глянцевом бланке, с печатями.

— Вот эту-то европейскую технологию, представленную нам на занятиях, я и преподнесла на конкурсе в качестве методологически успешной «находки». Хотя идея не моя, но очень хорошая. Технологию сейчас внедряют у нас и в вузах, и в средних учебных заведениях. Данная общеевропейская система рассчитана на самостоятельную работу учеников. Российская система устроена по-другому. Мы сначала все «разжевываем», вкладываем, а потом ещё требуем самостоятельности, хотя, конечно, все получается как в поговорке: что посеешь, то и пожнешь.

И, наверное, та же европейская система повлияла на педагогическое кредо Елены Юрьевны. Потому что во главу угла в отношении учителя к ученикам она ставит «внимание, вежливость, уважение к детям, как ко взрослым, что приводит, в свою очередь, к необходимости относиться к своей работе по предмету с вниманием и ответственностью, по-взрослому».

Анна Моисеева, Виктор Любимов и Ирина Куканова. Фото Валерия Важнева.
(по материалам сайта http://www.volgaflot.com/)