Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Они открыли ту дверь!

В Нижегородском речном училище им. И. П. Кулибина, в прошлом году отметившем свое 140-летие, идут, как и по всей стране, занятия. С вопроса об учебном годе минувшем и началась наша беседа с начальником НРУ — заслуженным работником транспорта РФ кандидатом социологических наук В. П. Елисеевым.

Валерий Петрович Елисеев— Валерий Петрович, если оглянуться назад и подвести некоторые итоги, что бы вы выделили и отметили?

— Критерием оценки работы нашего коллектива педагогов и воспитателей, от которого во многом зависит имидж училища, считаю успеваемость и (как это ни странным может показаться на первый взгляд) отчисление из НРУ. В последние годы мы значительно повысили требования не только к дисциплине в целом, но и конкретно — к посещению курсантами занятий, а также успеваемости.

Не скрою, процесс этот не был легким. Несколько лет после моего прихода в училище «кривая» отчислений шла вверх и только в прошлом учебном году она, наконец, довольно резко упала. Стены училища покинули те, которые с ним, видимо, так и не сроднились. А вот успеваемость выросла на 2,3 процента, что, конечно, радует: курсанты осознали — надо учиться, раз сюда пришли!

Сказалась наша требовательность и на выпускниках: почти каждый второй и в этом году поступил во ВГАВТ — Волжскую государственную академию водного транспорта, учебным подразделением которого мы являемся.

— Весной, когда проходил день открытых дверей и с училищем могли познакомиться все желающие, у вас побывало 250 человек. Причем эти потенциальные абитуриенты были не только из Нижнего Новгорода и многих районов области, но и из Кировской, Владимирской областей, республик Чувашии и Марий-Эл. Сколько же ребят поступало в НРУ в этом году?

— Число абитуриентов с каждым годом растет, что свидетельствует о престиже нашего старейшего речного училища. Если в 2009 году к нам поступало 248 человек, то в 2012-м — 434. А в этом году было 670 абитуриентов! Заранее зная, что ребята к нам идут и ставя перед собой задачу, чтобы курсантов в НРУ обучалось не менее тысячи, попросили увеличить план бюджетного набора на 20 процентов (по сравнению с уровнем прошлого года). В результате все 384 бюджетных места по всем специальностям заняты, а в НРУ — 1128 курсантов! Могли бы и больше принять — учебный корпус позволяет, а вот разместить на проживание курсантов иногородних (таких немало), в том числе и ребят из районов области, которые в нашем контингенте составляют примерно половину набора, пока можем только определенное количество.

В этом году конкурс у нас был на все специальности, а их шесть. Самый высокий — на организацию перевозок, экономику и бухгалтерский учет. Чтобы поступить, например, на бух-учет, надо было иметь четыре балла с лишним!

— На эти отделения и поступают, наверное, в основном девушки, которых речное училище после довольно-таки длительного перерыва стало принимать. И с каждым годом девушек-курсантов становится все больше. Помнится, они даже потребовали от вас, чтобы в училище проходил не только конкурс «Мистер НРУ», но и «Мисс НРУ»!

— И конкурс такой в этом году состоялся — теперь у нас есть и своя «Мисс НРУ». Думаю, появилась еще одна хорошая традиция. Когда пять лет назад я пришел на работу в училище, у нас было всего шесть девочек. Теперь их в НРУ больше 150-ти. Только в этом году 94 поступили! Причем практически на все специальности, а не только экономику и бухучет. И среди 86 курсантов, принятых в этом году на судовождение, есть четыре девушки: одна из Дзержинска, две — из районного поселка Тонкино Нижегородской области, и даже из неблизкого города Аксая Ростовской области у нас будет учиться.

2 сентября 2013 г.— Валерий Петрович, в канун нового, 2013-го года, отвечая на блиц-опрос нашей редакции о заветной мечте, вы выразили надежду, что Дедушка Мороз подкинет вам миллионов 15 — 20, которых так не хватало, чтобы привести в порядок материально-техническую базу — учебный корпус училища и Дом курсанта. Сбылось?

— Да, спасибо Дедушке Морозу, который (в лице ректора ВГАВТа Игоря Константиновича Кузьмичева) привез из Москвы нам денежек даже больше, чем могли ожидать! Впервые с 1954 года, когда открылся Дом курсанта, удалось капитально отремонтировать все его системы жизнеобеспечения, а также крышу, старые окна поменять на современные стеклопакеты. К началу нового учебного года из-за большого объема работ не все удалось сделать, но в сентябре—октябре, надеюсь, завершим. Надо и снаружи здание отремонтировать. В кубриках намерены заменить мебель — давно пора! Прежде абитуриента к нам ведь приезжают его родители: посмотреть, где и как он будет жить четыре года. И это правильно! В обшарпанном кубрике с текущим потолком труднее от курсанта дисциплину требовать и ожидать от него правильного настроя на учебу. А сейчас — зайдите в нашу столовую после ремонта и замены окон — ресторан да и только! Осталось там шторы хорошие повесить. Так что ко Дню посвящения в курсанты, который по традиции проходит у нас обычно в начале октября, праздничное настроение гарантируется!

— Многие из тех, кого будете посвящать в курсанты НРУ, придут потом на флот, в судоходные компании. Волжское пароходство — одна из старейших, в сентябре отмечает солидную дату — 170-летие. Как вы оцениваете сотрудничество училища с пароходством? Устраивает его кадровая политика по отношению к тем, кому предстоит трудиться на реке?

— Как говорится, нет предела совершенству, но полагаю, что в настоящее время сотрудничество НРУ с пароходством находится на хорошем уровне. Компания обеспечивает нам групповую практику, мы, в свою очередь, ее заявки кадровые выполняем на сто процентов. С индивидуальной практикой, когда после третьего года обучения, получив рабочий диплом, курсанты с весны трудятся уже в штатном расписании, особых проблем не было: наших неизбалованных и старательных ребят судоходные компании охотно разбирают. А вот с практикой групповой, когда после второго курса знакомим учащихся с флотом, рекой, раньше было, скажем так, недопонимание: зачем, дескать, компании такая убыточная нагрузка?!

Убедили, что когда курсант (который, может, и рос-то без реки) идет на групповую практику на четырехпалубном красавце теплоходе, пусть всего лишь на несколько дней, то он влюбляется и в этот теплоход, и в реку, и в ее берега. И, как знать, возможно, именно тогда и решает для себя окончательно, что, поступив в НРУ, открыл в своей жизни ту дверь: «Только здесь буду учиться. И работать потом на Волге!»

Беседовала Татьяна ШУКОВА. Фото Владимира ЮЖАКОВА и Владимира КРЫЛОВА
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)