Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Волгу сдал — Волгу принял!

24 апреля в музее Волжского пароходства в Нижнем Новгороде состоялась встреча ветеранов флота с курсантами НРУ им. И.П.Кулибина, посвященная 170-летию компании

Фото на память о встречеНачалось все с экскурсии по музею, которую провела для курсантов Нижегородского речного училища менеджер пресс-службы пароходства Ольга Майорова. Практически все первокурсники электоромеханического отделения НРУ пришли сюда впервые и с живейшим интересом слушали, рассматривая экспонаты. Флотские ветераны, для которых история пароходства неотделима от собственной жизни, а многие экспонаты — переданные музею личные фотографии и вещи, задерживались у некоторых стендов подольше, негромко переговариваясь друг с другом, что-то вспоминали. Из застекленных витрин со старых фотографий смотрели их навечно молодые лица.

После экскурсии к курсантам с приветственным словом от судоходной компании «Волжское пароходство» обратился директор по персоналу Сергей Петрович Косинов:

— Надеюсь, не в последний раз пришли! Пройдете практики, а когда выпуститесь из училища, устроитесь к нам на работу. Ветераны сегодня расскажут много интересного о пароходстве, своей жизни, связанной с ним. А вот будущее компании — уже за вами!

Сергей Петрович рассказал, что, когда начали готовиться к предстоящему юбилею, обратились в Российский государственный исторический архив, который находится в

С.-Петербурге, и обнаружили там Устав и Положение компании, утвержденные с соизволения государя императора Николая I седьмого сентября 1843 года. Скоро эти документы появятся в музее на самом почетном месте.

В настоящее время Волжское пароходство, одно из старейших и крупнейших в России, насчитывает около 200 единиц грузового флота — это «Волго-Доны», толкачи и 10 судов нового поколения.

Механик - механику!— Тому, кто попадет на практику на эти новейшие суда, оснащенные самой современной техникой, уверяю, они очень понравятся! Но надо много трудиться: сейчас недостаточно образования просто электрика — это должен быть уже электронщик с хорошим знанием компьютера! — такими словами и пожеланием успехов в учебе Сергей Петрович Косинов напутствовал курсантов.

— С вашим училищем я дружен вот уже 40 лет, со многими начальниками НРУ, начиная с Василия Михайловича Никитина, вместе работал, — так начал свое выступление почетный работник речного транспорта России Андрей Борисович Голубков, прошедший в Волжском пароходстве трудовой путь от начальника отдела капитального строительства до заместителя начальника пароходства.

— Мне повезло: приехал сюда с Енисея в годы становления пароходства. В декабре 1954 года образовалось Волжское объединенное речное пароходство путем слияния Горьковского грузопассажирского и Куйбышевского грузового пароходств. Дальше вошли линейные Сталинградское и Горьковское пароходства — образовался один коллектив. ВОРП в 1966 году был награжден орденом Ленина за максимальное обеспечение нужд 14 волжских областей и республик.

На этот период пришлось активное развитие судостроения и пополнение флота ВОРПа. Были годы, когда с Сормовского завода практически каждую неделю поступало грузовое судно типа «Большая Волга» и «Шестая пятилетка». Для них надо было не только иметь кадры, но и знать, где они и их семьи будут жить, в каких школах придется учиться их детям. В поселках речников все — от жилья до соцкультбыта — строилось за счет заработанных пароходством денег.

Огромное хозяйство — 17 портов, 17 заводов — обеспечивали отстой, ремонт и строительство вспомогательного флота. Когда кроме сормовских судов стали поступать «Волго-Доны» и мощные толкачи, то баржи для них строились ВОРПом, как правило, на своих заводах. Конечно, сложно сравнивать то время с днем настоящим: изменились и общественная формация, и задачи, стоящие перед современной компанией.

Андрей Борисович рассказал, что в 1959 году (он тогда начал работать в Паркоммуне) было там 17 пароходов, и только что стали приходить чешские, а затем венгерские двухпалубники. Паровой флот понемногу списывался, заменялся новыми комфортабельными теплоходами. Сегодня по всей России только на Северной Двине можно отыскать единственный паровой колесник — «Гоголь», и любители экзотики специально туда отправляются, чтобы совершить на нем круиз! Пример этот наглядно показывает, какие разительные перемены произошли за полвека в судостроении и какой огромный путь за это время прошло Волжское пароходство. Неизменным остается лишь то, о чем замечательно сказал Андрей Борисович Голубков:

— Река живет, река должна жить! И волгари как были уважаемыми людьми, так и останутся ими.

Один из таких уважаемых волгарей — первый директор Борского судоремонтного завода, почетный работник речного транспорта с 40-летним трудовым стажем — Владимир Алексеевич Басманов. Он рассказал курсантам, как на базе небольшого старого судоремонтного предприятия, носившего имя Карла Маркса, строился завод, уже на новом, «голом» месте. Дело в том, что по весне при разливе реки предшественника на месяц затапливало: даже станки приходилось поднимать. Между цехами в это время сообщение было исключительно на лодках — прямо-таки борская малая Венеция! Работников заводоуправления, размещавшихся на втором этаже, привозили… на катере.

Владимиру Алексеевичу, который после окончания института пришел на работу в РЭБ им.

К. Маркса, посчастливилось возглавить один из самых крупных на Волге судоремонтных заводов, решение о возведении которого было принято в связи со строительством Чебоксарской ГЭС.

Капитан Л.Н.Токарев - внимательный читатель нашей газеты— Мне всегда приятно, когда парни выбирают профессию судоремонтника. Она, конечно, не сахар, сложная: бывает, что и сутками приходится работать, но тем почетнее! — сказал Владимир Алексеевич.

Венедикт Витальевич Кистень, проработавший в Волжском пароходстве 39 лет, начинал со штурмана, некоторое время был капитаном, затем возглавил отдел кадров, а завершил свою карьеру заместителем начальника пароходства по кадрам. Встреча ветеранов с курсантами состоялась в канун 27-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС, в ликвидации которой участвовал и Венедикт Витальевич в числе других речников.

Кистень рассказал ребятам о другом: с какими трудностями приходилось сталкиваться при перегоне новых теплоходов, построенных в Чехословакии и Германии. Трехпалубник, возведенный, например, в ГДР, шел больше года, оставаясь на зимовку в Архангельске. А весной, по большой воде, проходил через Северо-Двинскую систему на Волго-Балтийский водный путь, откуда уже попадал на Волгу. Курсанты, передавая из рук в руки, с интересом рассматривали любительские фотоснимки, удивляясь тому, как при перегоне «протискивался» под железнодорожным мостом теплоход, с которого приходилось снимать и рубку, и шлюпки…

Участие Волжского пароходства во Всемирной выставке «Экспо-92», которая проходила в испанском городе Севилья, — тоже уже страница истории.

— Ситуация после развала СССР была сложной и в пароходстве — со многими неизвестными и вопросами: куда девать людей, как задействовать суда? — рассказывал Кистень. — Вот решили отправить в Севилью караван из пяти наших теплоходов — под плавучие гостиницы для участников и гостей выставки.

В это довольно-таки авантюрное предприятие, полное сложностей и неожиданных затруднений (к тому же было категорически запрещено заходить в какой-либо иностранный порт по пути) был отправлен и сам Венедикт Витальевич, работавший тогда уже в должности заместителя начальника пароходства. А теперешний управляющий директор компании Александр Алексеевич Шишкин был в том походе капитаном-наставником. Осенью 92-го, после закрытия выставки, тем же путем отправились домой...

С сотрудником музея речного флота Волжской государственной академии водного транспорта Владимиром Александровичем Першиным некоторые из курсантов познакомились еще до этой встречи: НРУ входит учебным подразделением в состав ВГАВТа, и первокурсники по традиции знакомятся с музеем не только своего училища, но и академии.

— Я, как и вы, учился в речном училище, — сказал, обращаясь к курсантам, В. А. Першин, — а после его окончания в 1957 году почти 47 лет проработал в технических службах Волжского пароходства. Службы эти, в отличие от некоторых других, зарабатывавших деньги, их тратили! В основном на ремонт флота, чтобы сохранить его нормальное состояние, чтобы он работал и приносил доход. Сначала это была служба судового хозяйства, занимавшаяся техническими испытаниями судов. Потом — технический отдел, где корифеем считался Аркадий Игнатьевич Минченя — высококвалифицированный специалист с большим опытом. Вот этот отдел был, пожалуй, единственным в моей практике, который деньги все-таки зарабатывал! В нем мы, кстати, работали вместе с Юлией Ивановной Звоновой, вот уже 12 лет возглавляющей ветеранскую организацию пароходства, по инициативе которой и проходит наша сегодняшняя встреча.

С особенным вниманием курсанты слушали выступления ветеранов-механиков — Александра Николаевича Мартынова и Анатолия Николаевича Шишляева.

Александр Николаевич Мартынов — тоже выпускник речного училища — начинал с моториста на ледоколе «Дон», был помощником механика на ледоколе «Ока». Отработав шесть лет старшим механиком в Беломорско-Онежском пароходстве на судне «река-море», вернулся в Волжское пароходство. Александр Николаевич с уважением вспоминал своих коллег-механиков, у которых многому научился, преподавателей как училища, так и ГИИВТа, где он образование продолжил (к чему призвал и ребят!)

Почетный работник речного флота, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Анатолий Николаевич Шишляев свой производственный стаж тоже начал с моториста — на дизель-электроходе «Ленин», а закончил речную службу механиком на теплоходе «Александр Пушкин».

— Почти все серии судов знаю, кроме, пожалуй, проекта Q-056 («Лев Толстой») — вот там не пришлось поработать! Так что приходите на флот и ничего не бойтесь! — такими словами закончил свое выступление Шишляев.

Замечательный пример бесстрашия и упорного труда — жизнь ставшего уже легендарным капитаном Льва Николаевича Токарева. Заслуженному работнику транспорта России, труженику тыла Токареву исполнилось уже 83 года, но и он пришел на встречу с будущим флота. Лев Николаевич, тоже окончивший тогда еще Горьковское речное училище, не стал рассказывать курсантам (видимо, из педагогических соображений, а зря!), как он по настоянию отца — столяра-краснодеревщика — поступил на судостроительное отделение, хотя мечтал все-таки о судовождении. Внешне подчинившись родительской воле, будущий штурман и капитан Лев Токарев тогда впервые решил попытаться взять судьбу в свои руки. По документам он продолжал числиться на кораб-лестроительном отделении училища, а жил и учился вместе с ребятами с судоводительского. Только через полгода, когда надо было уже экзамены сдавать, преподаватели спохватились и разоблачили подпольного курсанта, который ни в каких списках не значился...

Окончив-таки училище (пришлось снова поступать, уже на судоводительское!) в 1950 году, с 51-го по 2002-й работал в пароходстве, простояв 35 лет на капитанском мостике. Это если вкратце! А если подробнее, то практически каждый его теплоход, на котором довелось потрудиться, — отдельная история. Назначение, например, первым штурманом на дизель-электроход «Ленин», которому предстояло стать флагманом министерства, одновременно означало его приемку на Сормовском заводе, а капитанство на теплоходе «Генерал Н. Ф. Ватутин» тоже началось с его приемки, но уже в ГДР. На этом судне, кстати, был создан и первый на флоте музей. Велась кропотливая поисковая работа: писали письма, разыскивая сослуживцев, родных и друзей героя. На теплоходе побывали вдова и внук Николая Федоровича, а 15 членов экипажа ездили на могилу генерала армии Украинского фронта. Про них даже фильм документальный сняли. В 1992 году «Генерал Н. Ф. Ватутин» был выведен из эксплуатации. Токарев, к счастью, не доработал на этом теплоходе до печального события. Но все приборы из капитанской рубки и штурвальное колесо, около которого посетители теперь так любят фотографироваться, были переданы в музей пароходства при непосредственном содействии Льва Николаевича.

— На «Николае Гастелло» мы впервые на транспорте сделали полный капитальный ремонт без вывода судна из эксплуатации, — лаконично вспоминал Лев Николаевич.

Получилось так, что «Николай Гастелло», на котором Токарев и года не проработал штурманом в начале своей трудовой деятельности, попал в его, уже опытные капитанские руки, в 1977 году — старым, изрядно потрепанным и малокомфортабельным. За три года экипаж своими силами заменил главные и вспомогательные двигатели, палубные настилы, все системы (даже установка питьевой охлажденной воды появилась!) Четырехместные каюты (за исключением трех) переоборудовали в двухместные, а бывшие двухместные — в одноместные. С «Николая Гастелло» Лев Николаевич Токарев и сошел на берег.

К сожалению, только экспонатами в музее — напоминанием о теплоходах, опередивших время — судах на подводных крыльях, – остались и «Метеоры». Напутствовать курсантов пришел капитан-механик «Метеора-150» Валерий Павлович Зотов.

Судя по ответным словам (своими впечатлениями поделились курсанты Илья Михайлов, Михаил Грошев и Артем Крайнов), будущим электромеханикам все рассказы очень понравились. Ветераны, в свою очередь, пригласили ребят запросто приходить к ним в организацию и выразили готовность оказать любую практическую помощь. На память о встрече курсанты НРУ получили в подарок роскошное издание — «Судоходство на Волге», и каждый был волен по своему выбору получить автограф любого заслуженного речника.

Татьяна Шукова. Фото Владимира Южакова.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)