Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Вахты механика Жесткова

Мало кто из курсантов может похвастаться тем, что во время учебных практик пересекал Северный Ледовитый океан. А вот выпускнику 1962 года судомеханического отделения Горьковского речного училища Евгению Жесткову посчастливилось, причем дважды

Даже белых медведей в море Лаптевых Евгений фотографировал! Аппаратом «Зенит», подаренным племяннику дядей, участником Великой Отечественной войны, который и поныне здравствует в Нижнем Новгороде, разменяв десятый десяток!

Перегоном построенных судов на разные реки страны занималась тогда специальная экспедиция, в состав которой Евгений Жестков попал благодаря дружбе с однокашником Борисом Калининым, чей отец работал в Министерстве речфлота. Вот и взяли друзей «по блату» на штатные должности мотористов.

В 1960-м перегоняли чешские буксиры на реку Лену в составе большого каравана (до 90 судов!), который комплектовался в Архангельске. На следующий год, завершив практику уже в Якутске, Евгений вернулся в училище и, получив в апреле диплом, был направлен на грузопассажирский теплоход «Космонавт Гагарин» вторым помощником механика.

Потом был «Карл Либкнехт», а в 1965-м Евгений Иванович трудился на «Михаиле Кутузове» вторым помощником механика, будучи уже человеком женатым. С супругой Галиной Семеновной, судовым врачом, они проработали вместе многие годы. И на берег вместе в 2005 году сошли, с теплохода «Русь». А теперь вот дочь Оксана Евгеньевна (тоже медик по образованию) со своим мужем капитаном плавает.

После «Кутузова» направили Жесткова на теплоход «Советская Украина» (сейчас это «Нижний Новгород»), а потом — в Чехословакию: достраивать и принимать с капитаном Ренатом Фаизовым четырехпалубник «Феликс Дзержинский».

Уехали они в Комарно, что в юго-западной Словакии расположен, в октябре, а вернулись в Союз уже в апреле следующего года, пройдя на недостроенном еще теплоходе по реке Дунай до сербского города Нови-Сад, который был тогда в составе Югославии. Там и бросили якорь: под мостом нови-садовским пройти было невозможно — надо было долго ждать, когда уровень воды понизится.

Потом чешская команда перегнала теплоход в Килию — морской порт, где уже его достраивали: ставили верхнюю палубу и рубку (их привезли на баржах). А в Измаиле проводились швартовные и ходовые испытания. Вот туда-то (сначала в Килию, а потом и в Измаил) снова вызывали Евгения Ивановича. После завершения всех работ пришел «Феликс Дзержинский» в Горький уже полностью готовым «под туристов».

После двух навигаций механиком на «Дзержинском» Жестков в 1982 году снова отправился за границу от внешнеэкономического объединения «Судоимпорт». Уже в Германию, и на более длительный срок, сын Максим там даже в школе с четвертого по седьмой класс учился. На Бранденбургской верфи в Рослау (Эльба) для СССР тогда строились суда 302-го проекта, начиная с «Дмитрия Фурманова». По два теплохода в год, а то и более.

Вернувшись в Горький на место постоянной «приписки» — в затон имени 40-й годовщины Октября, навигацию 1986 года Евгений Иванович проработал на «Михаиле Фрунзе», а в 87-м — снова уехал в Германию. Там «Русь» свою любимую (с нуля построенную, на которой потом почти 18 лет проработал) Жестков вместе с капитаном Львом Петровичем Гомозовым принимал.

На «Руси», плавая по Волге, главный механик Евгений Жестков с известным драматургом Виктором Розовым, чьи пьесы (особенно «Вечно живые») в советское время во всех почти театрах страны шли, не только познакомился, но и подружился на «зеленой» стоянке в Никольском. Оба оказались страстными любителями рыбной ловли.

;— Только удочки у нас были разные, — вспоминает Евгений Иванович, — у него — японская, а у меня — «наша», бамбуковая.

Наловили, правда, примерно поровну, а потом Евгений Иванович Виктора Сергеевича с супругой к себе в семейную каюту пригласил — на уху. Расставаясь, драматург механику свою удочку подарил — на память и в знак приязни…
О скорости, с которой промчалась жизнь трудовая, напоминает почетному работнику речного флота Евгению Ивановичу Жесткову (ему 12 июля 75 лет исполнилось!) теперь разве что автомобиль, который по-прежнему ему послушен. Вот, кажется, недавно совсем сынишка мечтал стать капитаном, а потом передумал и сказал: — Нет, бать, пожалуй, не буду я капитаном — лучше, как ты — механиком: он вахту не несет.
Евгений Иванович тогда убежденно возразил: — Механик, как и капитан, всегда на вахте!

Татьяна Шукова. Фото из семейного архива.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)