Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Мы были первыми

Б.Л.Ануфриев

Б.Л.Ануфриев, выпускник 1959 г.В середине пятидесятых годов в нашей стране началось коренное совершенствование материальной базы речного флота. На Волге строились гидроэлектростанции, появились крупные водохранилища. Требования к грузовому и пассажирскому флоту значительно повышались по всем параметрам. Для эксплуатации новых судов потребовались новые, более квалифицированные кадры.

Прием курсантов в Горьковское речное училище в 1955 году был необычен. Впервые на два отделения училища, судоводительское и судомеханическое, принимались выпускники средних школ с аттестатами зрелости.

Интересная судьба ожидала нас, судомехаников 1955 года приема. Учебный план курса был рассчитан на 3 года. Прием осуществлялся на базе полного среднего образования, поэтому основное внимание уделялось специальным предметам. Одновременно преподавался курс по военно-морской подготовке и выпускникам присваивалось звание офицера.

Незаметно, кажется, прошли годы учебы под руководством опытных наставников. Среди них - начальник военно-морской подготовки капитан I ранга М.П.Саблин, начальник строевой части подполковник А.К.Галушкин.

Специальные предметы нам преподавали Д.Д.Шитов, П.К.Смирнов, А.М.Шапиро, Д.В.Пестова, Н.Н.Волков и другие. Командиром нашей роты был капитан-лейтенант В.М.Черняховский. Напряженная учеба совмещалась с занятиями в кружках художественной самодеятельности, в спортивных секциях. С интересом и пользой мы прожили эти три года в училище.

В июне 1958 года у нас были проведены экзамены, и 112 выпускникам присвоили квалификацию техников-судомехаников. Предстояли выдача документов, распределение по базам флота, отпуск, а затем начало трудовой деятельности. Однако выдача дипломов и распределение были задержаны, и в отпуск нас отпустили только до 1 сентября.

Собравшись в училище к новому учебному году, мы не понимали, почему нас не направляют на работу. Вскоре нам объяснили причину нашего сбора в стенах родного училища.

На годы нашей учебы пришлось одно из новшеств на речном флоте. Новые суда, главным образом буксирные теплоходы и сухогрузные самоходные баржи, стали оборудоваться системами дистанционного автоматического управления (ДАУ). При наличии автоматики управление судном и механизмами в машинном отделении можно было осуществлять из ходовой рубки. Запуск и остановка главных и вспомогательных двигателей, реверс, контроль всех параметров работающих механизмов совмещались с проводкой судна по заданному курсу. Первые испытания ДАУ, проведенные на теплоходе «Спендиаров», были удачными.

Это новшество позволило на флоте начать перевод работы команд судов по совмещенной профессии. Так образовались должности капитан-механик, помощник механика-штурман, моторист-рулевой и др. Появились первые суда, перешедшие на совмещение профессий. На теплоходах «Лиски», «Кустанай», «Саратов», «Чикмент» штат сократился с 23 до 13 человек, и процесс этот набирал темпы. К 1959 году в Волжском объединенном речном пароходстве было переведено на работу с совмещением профессий около 200 судов. В этот период и потребовались принципиально новые специалисты.

Для первых таких судов эти кадры начали готовить в системе ПТУ, где выпускались мотористы-рулевые, и в школах командного состава при ремонтных базах. В средних и высших учебных заведениях такие кадры не готовились.

Таким образом, судомеханикам выпуска 1958 года предстояло быть первыми, кого в училище подготовили для работы по совмещенной профессии командного состава судна. За шесть месяцев нам предстояло освоить специальность судоводителя. Весь наш курс передали на судоводительское отделение, начальником которого в те годы был Н.К.Медведев.

Все было необычно для механиков, а главное, надо было преодолеть моральный фактор. Трудно было представить себя в рулевой рубке в должности штурмана, капитана. По давней традиции, специфика работы накладывала отпечаток на взаимоотношения палубной и машинной команд. Существовала невидимая грань, которую нам предстояло стереть.

В первые дни учебы нам были организованы встречи с командами судов, где были введены смежные профессии. Кажется, это были т/х «Лиски» и «Шуя». Там мы узнали об условиях работы, новых наработках, ознакомились с техническими новшествами.

И все же трудно шла учеба в первые дни, не чувствовался интерес к новым дисциплинам. Для поднятия духа руководством училища была организована встреча курсантов с начальником ВОРПа К.К.Коротковым и его заместителем по кадрам, на которой нас убедили начать интенсивную учебу, так как за короткий период надо было усвоить очень много. После некоторого периода сомнений и раскачки началась настоящая учеба, зашелестели листы лоцманских карт реки Волги. Нас учили лучшие преподаватели отделения Н.М.Чистовский и Н.К.Медведев. Намеченная учебная программа была выполнена в отведенный срок.

Весной 1959 года состоялись выпускные экзамены. Нам были выданы рабочие дипломы на право занимать должность III помощника механика - III штурмана всех групп судов речного и озерного флота. Так был осуществлен первый выпуск специалистов по совмещенной профессии в ГРУ.

Почти все выпускники были направлены на работу в ВОРП. Основные базы, где зимовали и ремонтировались суда с командами, работавшими с совмещением профессий, находились тогда в Городце, Тольятти, Красноармейске. Вот туда и разъехались первые выпускники ГРУ, получившие совмещенную профессию. Там они начали свой трудовой путь.

Б.Л.Ануфриев