Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Флотская практика в сочинениях курсантов

В навигацию прошлого года управление кадров ОАО «Волга-флот» и редакция газеты «Волго-Невский ПроспектЪ» объявили конкурс среди курсантов Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина на лучшее сочинение-репортаж о прохождении курсантской практики на судах Волжского пароходства

Лучшие работы согласно положению будут отмечены призами-сюрпризами. Курсанты живо откликнулись на предложение и прислали в редакцию самые разные по стилю, объему и содержанию сочинения. Внимательно ознакомившись с каждой работой, конкурсное жюри во главе с главным редактором «Волго-Невского Проспекта» М.Д. Песиным, распределило призовые места следующим образом:

1 место: курсант Сергей Рябов
2 место: курсант Альберт Иванов
3 место: курсант Дмитрий Шелестов

Поздравляем победителей и желаем им успехов в постижении азов флотских наук! Сочинения курсантов, присланные на конкурс, будут опубликованы в газете. Сегодня предлагаем вашему вниманию призовые работы.

ТАК НАЧИНАЛОСЬ…

Курсант 42-СМ группы Сергей РЯБОВ

Мгновенья памяти живые.
Я никогда не стану старше
Тех самых лет, когда впервые
Мы шли, смеясь, неровным маршем.
И там, у самого причала,
«Кулибин» ждал нетерпеливо.
И каждый знал – это начало,
А дальше — реки и проливы.
Ввек не пленить того, кто верит,
В свободу, что нашел в пути.
Не покорит скитальца берег,
Иное сердце в той груди.
Иначе бьется, любит, терпит
Лишения в пылу тревог.
Иной испытывает трепет,
Когда уносит вдаль поток.
Льды, а потом суда и баржи
Когда свистят и плачут вслед.
Нет. Я уже не стану старше
Тех самых лет,
Тех славных лет…

*** ***

Познанья опыт не был лишним
Жаль, что не все узнал до дна.
И пусть ушло полгода жизни
Но мне из них не жаль ни дня.
Мазутом душу не испачкать,
Не замарать ее порыв,
Хотя порой мотает качка,
А берег тверд, и так красив!
Утесы призрачно глядят,
Волной омыты их подножья.
И звезды над рекой горят
Столь ярко, что согреться можно…

ТРЕВОГА!

Практику я проходил на теплоходе «Михаил Фрунзе» в штатной должности моториста. Всю навигацию был буквально полон странного чувства потерянности. Не той потерянности, которая внушает человеку чувство тревоги и вносит в его действия беспорядок. Иной, которая дарит свободу. Сознание будто приобретает иную форму. Когда твоя жизнь – дорога, ты не принадлежишь какой-нибудь определенной точке пространства, а лишь только пространству в целом. Засыпаешь в одном городе, просыпаешься в другом. Вчера твой теплоход шел по узкому каналу, сегодня – по озеру, берегов которого не видно. Вчера ты прогуливался по Северной столице, а сегодня ты в Богом забытой деревне из десяти дворов. Сегодня ты в суетливом городе, где сам воздух пахнет пороком, а еще вчера был на святой земле Валаама, где воздух пропах хвоей. Вот такой контраст между днем сегодняшним и днем вчерашним.Иногда это безмятежное состояние нарушалось.

Тревога! Бегу в кубрик за спасательным жилетом. Схватив жилет, путаясь в лямках, мигом — на шлюпочную палубу. Было решено не спускать все шлюпки, а ограничиться на первый раз одной. Разумеется, те из нас, кто по тревоге должны быть гребцами, в эту шлюпку бы не поместились. Старпом громко спросил всех, есть ли у кого опыт гребли. Думаю, он был у многих, но не многие хотели лезть в шлюпку. Я полез…

Вторая за навигацию шлюпочная тревога застала меня во время обеда. Мое второе блюдо так и осталось нетронутым, а кто-то даже не успел приступить к первому. Все по старой схеме: в кубрик, потом — на шлюпочную. В этот раз спускали три шлюпки: первую, вторую и третью. На руле каждой сидело по штурману соответственно: первый, второй, третий. Моя шлюпка по расписанию тревог была № 3. Когда я оказался рядом, ее только начали расчехлять. Даже не успел заметить, как она оказалась в воде, а я в ней. Мистика!

В первую очередь внимательно осмотрел выбранное весло. Ведь во время прошлой тревоги я уже одно сломал. Помню, на шлюпочной практике после второго курса нам рассказывали, что раньше, когда моряк ломал весло об воду, ему давали две недели отпуска. Мне, конечно, никто ничего не дал. Не вычли бы из зарплаты его стоимость, и то ладно.

Мы отработали действия при тревоге «Человек за бортом». За борт был выброшен спасательный круг, который исполнял роль утопающего. Мы были около него первыми, но, разогнавшись, пролетели мимо, а цеплять «утопающего» багром как-то не хорошо было. В результате круг достался шлюпке № 2. Обидно. После этого все три шлюпки поравнялись у кормы теплохода в ожидании старта.

Третий штурман напомнил нам, что все мы курсанты Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина. И действительно, если в других шлюпках были как курсанты различных речных училищ, так и студенты водной академии, то в нашей шлюпке собрались только кулибинцы. Да, теперь это уже была не тревога, а настоящее соревнование.

Старт! Всего-то сто тридцать метров вдоль судна, конечно пустяк, но волнение было достаточно сильным, и весло буквально выскальзывало из волны. Я сидел загребным, и эти злосчастные метры не давались легко, хотя во время шлюпочной практики мы проходили гребной канал от больницы им. Семашко до трамплина на Сенной и обратно каждый день. Силы не были потрачены зря. Победа!

Мы снимаемся с якоря, идем на Валаам. А я иду на вахту…

ХОДИЛИ МЫ НА «РУСИЧЕ» В ДАЛЕКИЕ КРАЯ

Курсант 43-СМ группы Альберт ИВАНОВ

Для меня эта практика началась 3 апреля в городке Раума, что находится на побережье Балтийского моря в Финляндии, куда мы прибыли все вместе на самолете из Москвы. Члены экипажа познакомились друг с другом еще в пути. Из старого состава были только капитан В.А Одегов, старший помощник капитана А.В. Беляев, старший механик В.А. Дорохов и второй механик С.А. Барчуков, а все остальные – новички.

«Русич-7», придя из Англии, ждал нас в порту выгрузки. Не успев распаковать вещи, мы сразу же принялись за работу. Началась перешвартовка, а затем зачистка трюмов. Нашим первым рейсовым заданием была перевозка пиломатериалов из Финляндии в порты Греции. Во время погрузки мы успели осмотреть местные города, отметить праздник Пасхи. Удивительным были для нас тишина и спокойствие, царившие повсюду.

После крепления каравана начался трехнедельный переход до Греции. В первые же дни прошло ознакомление с судном, пришлось поучаствовать в тревогах, включая общесудовую, с оставлением корабля. Время проходило интересно. Была рыбалка в Северном море, где наловили много трески, другой рыбы. Проплавали мимо нас киты в Бискайском заливе. В проливе Гибралтар теплоход дружелюбно встречали дельфины. Переход был тяжелым для новичков, но долгое отсутствие берега и покачивание не сломили нас. Первым портом захода был порт-город Элефсис, что недалеко от Афин. Удивителен этот город: теплое море, горы, местные девушки, очаровавшие нас.

1 мая всем экипажем ездили на экскурсию в Акрополь, но как назло в этот день была всеобщая забастовка, и мы туда не попали. Кроме Элефсиса мы заходили на Ираклион на острове Крит, где посетили древний лабиринт мифического Минотавра, были на острове Лесбос в городке Митилини. И везде нас встречали дружелюбные греки.

Из Греции наш путь лежал через Дарданеллы и Босфор в Турцию. Стамбул был не менее привлекателен и интересен, чем Афины.

Несмотря на то, что нашему «Русичу-7» было меньше года, приходилось в течение всего перехода подкрашивать судно. Соленая вода медленно делала свое дело.

Загрузившись в порту Ризе медной рудой, мы вышли в Испанию. Всю дорогу нас сопровождали дельфины, и постоянный штиль. Как-то раз мы даже искупались в Средиземном море.

Порт выгрузки Уэльво в Испании знаменит тем, что там находится статуя Христофору Колумбу. Он стоит на самом берегу, устремив взгляд в море в том самом месте откуда много лет назад вышел в поисках нового материка – Америки.

Из Испании путь лежал во Францию, в городок Руан, где родилась Жанна Д“ Арк. Там находится собор, названный в ее честь. Нам повезло, что в дни стоянки было рыцарское шествие, устроенное в честь дня рождения Жанны. Во Франции мне понравилась река Сена и города, расположенные по ее берегам, со своими узкими улицами, старыми замками и царившей везде чистотой.

Следующим портом, к всеобщей радости, был Санкт-Петербург. Питер встретил холодом. Выгрузившись на берегах Невы, мы взяли курс сначала на Швецию в городок Харахолмен, а затем Валлвик для погрузки леса. И снова наш рейс повторился. Впереди ждали уже знакомые порты Греции. Проходя Гибралтар, мы зашли в Сауту, городок в Северной Африке, где стоит знаменитый памятник Гераклу, который по легенде и создал Гибралтарский пролив, раздвинув две скалы.

Следующим нашим рейсовым заданием стала перевозка мраморных блоков из Турции в ОАЭ для строительства искусственных островов в форме пальм в Персидском заливе.

Лично я ощущал гордость, что именно нам повезло пройти Суэцкий канал, песчаную бурю в Красном море, где очень сильно развито пиратство. Был даже случай, когда на впереди идущее судно напали пираты, но все обошлось без жертв.

Объединенные Арабские Эмираты встретили нас своим зноем. Днем температура поднималась выше 500 С, было невыносимо жарко. Но все же местные города, атмосфера, культура, непонятная для нас, оставили яркие воспоминания. В ОАЭ мы грузили оборудование для нефтяных станций на Каспийское море.

Наконец-то начался долгожданный путь домой.

Несмотря на то, что я числился матросом, большую часть времени все же проводил в машинном отделении, так как по будущей специальности — судомеханик. В машине для меня все было интересно, никогда прежде не доводилось работать с таким современным оборудованием. Все хотелось потрогать своими руками, принять участие в машинных работах. Хочу выразить огромную благодарность старшему механику В.А. Дорохову и второму механику С.А. Барчукову, благодаря которым я узнал много нового, чего не преподают в училище. Смена экипажа произошла в Ростове-на-Дону 22 сентября. Оттуда все разъехались по домам. Но по сей день продолжаем поддерживать связь.

Для меня эти полгода пролетели незаметно, но, вспоминая свой экипаж, приходит мысль, что это время прошло не зря.

СЛУЧАЙ НА ВОЛГО-БАЛТЕ

Курсант 41-СМ группы Дмитрий ШЕЛЕСТОВ

Обычно, когда все возвращаются на учебу, главной становится тема лета и наших каникул. А моя история началась 17 апреля. Этот день встретил сплошным туманом. Не раз я слышал байки о тумане, которые ходят в окрестностях Волго-Балта, о том, как они заставляют ежиться бывалых «волков» и вселяют ужас в юнцов. Туман обволакивал все, было такое ощущение, что к нему можно прикоснуться как к снегу, протянуть руку, сделать комок и бросить. Капитан решил остановиться и переждать. Меня он отправил на кормовой якорь, и стоило мне открыть дверь, как я сразу же очутился в туманном плену. Остался только я, туман, мое задание и страх. От цели меня отделяло лишь двадцать метров. Это расстояние казалось в ту минуту бесконечным. Пробираясь метр за метром, я добрался до цели. По команде отдал якорь, который полетел вниз с оглушительным звуком.

А наутро, когда мы пытались поднять якорь, произошел казус – электромотор не справлялся. Но все же через некоторое время цепь стала поддаваться. Нас охватил небольшой страх – что же мы все-таки «поймали». Мы увидели, как из водной глади появилось девятиметровое бревно, которое застряло между лапами якоря. Теперь перед нами стоял вопрос: что будем делать с «лишним балластом»? Доложили в рубку, что у нас многометровая проблема. Было решено избавиться от груза. И по команде вахтенного начальника нам пришлось повторно бросить якорь. С задачей, в конце концов, справились. Пусть для меня это только бревно. Но я не боюсь поднимать этот «флаг» и приветствую чужие «флаги».

Эдуард Сорокин.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)