Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Династия Фридлибов на Волге

Г.В.ФридлибМои предки по отцовской линии были родом из Голландии. Отец мой, Фридлиб Владимир Николаевич, родился в 1902 году в г. Туле. Но все детство и юность его прошли в Юрине на Волге, где мой дед Николай Васильевич был главным управляющим у графа Шереметьева.

По линии матери у меня также богатая родословная: со времен Петра I все предки были морскими офицерами, участвовали в походах адмирала Ушакова, воевали в Цусимском сражении.

После революции отец служил в Красной Армии, а затем поступил в Казанский политехнический институт, который закончил в 1929 году. Дипломная работа его была связана с каналом Москва- Волга и хранится в музее училища.

С 1929 года он работал в управлении Волжского бассейна водных путей. В 1931 году принимал участие в строительстве Нижегородского порта, а в 1932 году его перевели в Нижегородское речное училище на должность начальника гидротехнического отделения.

Ознакомительная практика курсантов в рубке теплоходаБуквально со дня моего рождения отец начинает прививать мне любовь к Волге, которую сам любил беззаветно. Ежегодно были поездки на т/х «Тургенев» с капитаном В.В.Сонисом в Мариинский Посад на дачу. Кстати, на этом пароходе я впервые взялся за ручку штурвала. И посещения речного техникума, где тебя встречали освещенные ИЗНУТРИ модели п/х «Спартак» и «Володарский», и огромное желание отца видеть меня на капитанском мостике - все это решило мою будущую жизнь.

В 1947 году я поступил в речное училище и закончил его в 1951 году. Отец же мой следом за начальником училища Зайцевым был посажен в тюрьму как враг народа. Срок он отбывал в Буреполоме, где в тяжелый первый год войны без остановки движения по Горьковской железной дороге заменил мост, за что и пользовался льготами до окончания срока, а в 1956 году был реабилитирован.

Я же, закончив училище, был назначен в Волжское пароходство IV штурманом п/х «М.Калинин» к знаменитому капитану Н.М.Богатову. II штурманом здесь был не менее знаменитый боцман с «Тумана» К.Д.Семенов, который в конце своей жизни стал капитаном плавучего музея п/х «Волгарь-доброволец». На п/х «М.Калинин» я стал III штурманом, женился. Прямо на пароходе родился мой первенец Володя, который закончил ГИИВТ и сейчас работает главным инженером судоремонтного завода в г. Киеве.

Далее моя жизнь шла, как у всех водников: корабли, должности, капитаны. Мне повезло, капитаны были один лучше другого: Л.И.Митрофанов, Е.А.Турилов, В.А.Минеев. А вот я и сам капитан. В 1963 году уехал в Венгрию принимать новый теплоход под названием «Сыр-Дарья». В 1966 году родился второй сын, Павел, который в 1982 году поступил в училище на отделение водных путей и в 1986 году закончил его. Был направлен в Горьковский порт на земснаряд «Портовый-9», а сейчас прапорщик, работает на пожарном катере «Вьюн» старшим по машине в своей смене.

Моя жизнь продолжалась на воде. Два года проработал в Горьком начальником речного вокзала, а затем - опять Волга, капитанство. И так уже до пенсии. Однажды неожиданно В.С.Селезенев и Г.Н.Чураев пригласили в Горьковское речное училище на преподавательскую работу - преподавать предмет «Специальная лоция», чем я и занимаюсь до сих пор.

Преподаватель Г.В.Фридлиб и его внук, курсант 11-вп группы, А.П.ФридлибВ 1988 году у меня родился первый внук Фридлиб Андрей Павлович. 1 сентября 2003 года он поступил в Нижегородское речное училище на отделение «Эксплуатация внутренних водных путей», чтобы продолжить дело отца и прадеда.

Г.В.Фридлиб, преподаватель.