Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище имени И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Московское детское речное пароходство и Горьковское речное училище им. И.П.Кулибина

Е.П.Столбов

Если кратко, то я учился в Московском детском речном пароходстве с осени 1961 г. по июнь 1963 г.

В МДРП меня «сосватал» Слава Богданов, который учился со мной в одном классе.

МДРП тогда размещалось в двухэтажном дебаркадере, который был пришвартован на Шлюзовой набережной недалеко от входа водоотводного канала в Москву-реку (300 метров от станции метро «Павелецкая»).

Последний раз этот дебаркадер (с разбитыми стеклами и др., с оставшейся табличкой «Московское детское речное пароходство»), я видел не так давно в каком-то фильме про бандитов (дебаркадер находился в каком-то заросшем затоне и на его фоне проходила бандитская разборка…).

После того, как я увидел наш дебаркадер, нахлынули воспоминания - в основном радостные - о том счастливом детском времени… И было очень обидно, что такое общественно полезное и прекрасное учебное заведение было порушено…

Начальником МДРП в то время был капитан речного флота КУКИН (имя и отчество его я, к сожалению, не помню) - заслуженный речник и вообще замечательный, добрый и умный человек. Такими же хорошими людьми и преданными речному делу профессионалами были и наши преподаватели в МДРП. Готовили и воспитывали нас (я скажу, что - очень хорошо) по специальности - рулевой-моторист (в 1962 году осенью в МДРП открылась и новая специальность - радистов).

Занятия были 2-3 раза в неделю по вечерам (так что после школы - быстро готовил школьные уроки и в дорогу (часто вместе с моим верным товарищем –Володей Артемовым (который, кроме всего прочего, был замечательный баянист, и о нем, как о курсанте МДРП была большая статья в газете «Водный транспорт»): автобус (или трамвай) - метро (во время пути – чтение конспектов по изучаемым в МДРП предметам) - на занятия. После занятий –домой (а это где-то около 22часов).

На занятиях сначала проводилась проверка полученных ранее знаний (с выставлением оценок), а потом преподавателем излагался (с использованием наглядных пособий, макетов и др.) новый материал, который мы тщательно конспектировали.

Морскую форму (фуражку с кокардой, тельняшку, морской воротничок (гюйс), флотский ремень, синию (шерстяную) и белую рубахи (форменку), брюки, т.е. в полном комплекте) выдали сразу же, и мы обязаны были на занятиях быть в форме. Это мы с удовольствием и выполняли. В дальнейшем мы вводили модные изменения в ширину брюк, цвет гюйса (с помощью хлорки придавали более светлый вид - как у «бывалых моряков»), изменяли кокарду и др.

Учится морскому-речному делу, ДВС и др. было очень интересно – поскольку все мы были (по-современному) фанатиками флота. И многие мечтали потом поступить в морские или речные училища.

Перед ноябрьскими праздниками, для подготовки к участию в демонстрации, у нас проводилась на набережной Москвы-реки строевая подготовка и мы ходили, так, что начальник военной академии, слушатели которой готовились к параду неподалеку, ставил нас в пример своим подчиненным.

В МДРП сначала было два речных теплохода -«трамвайчика» постройки 30-годов (иногда их использовали при съемках фильмов о довоенной Москве) - характерная особенность этих «одноэтажных» теплоходов (название одного из них было «Смелый», а название другого, точно, - не помню) - в основном деревянная надстройка, наличие носовых дверей у пассажирскогосалона.

Эти теплоходы использовались МДРП в навигацию - как пассажирские (платные для пассажиров). При этом цены на билеты были очень щадящие, точно не помню , но где-то 10-20 копеек). Теплоходы ходили по маршруту - «малой кругосветки», а именно: Дебаркадер (водоотводной канал) - и, затем влево, вверх по Москве-реке (мимо Кремля) до «стрелкиr« потом опять влево (вход в водоотводной канал) и затем по каналу до Дебаркадера). Имелось несколько остановок по маршруту -на причалах (одна из них у ныне широкоизвестной Болотной площади).

Мы исполняли должности - по скользящему графику - рулевых (в присутствии капитана), мотористов (обслуживание двигателей – 3Д6), матросов (швартовка, уборка, сопровождение пассажиров) и др.

В начале весны 1962 года МДРП был получен новый красавец- озерный теплоход «ОМ» (потом его как-то назвали - но как я не помню). На нем мы летом 1962 г. совершили плавание по маршруту Москва-Коломна-Рязанская область (должны были дойти до села Константиново (родина С.Есенина), но из-за сплошного тумана, который был продолжительное время по маршруту , до села не дошли) - Москва. Все для нас было бесплатное.

После окончания 2 курса МДРП (что совпало с окончанием мной 8 класса) я был направлен в июне 1963 г. на месячную плавательскую практику в качестве нештатного рулевого-моториста на грузовой теплоход ГТ-422, который был приписан к Южному порту. На ГТ-422 мы выполняли рейсы (все время с различными грузами) Москва-Ярославль-Москва, Москва-Тверь-Москва. Что интересно – в Ярославле мы прибыли один раз тогда, когда в космос запустили землячку ярославцев - В.Терешкову и видели всеобщее веселье народа. Однажды на Волге при прохождении Иваньковского водохранилища – попали в настоящий шторм – пришлось теплоходу прятаться за островами.

Работа на реке мне очень понравилась и после консультаций с капитаном и командой теплохода, я решил поступать в Горьковское речное училище им. И.П.Кулибина (ГРУ)- (лучшее из всех речных училищ, как мне сказали, - так фактически и оказалось), в которое в августе этого же года, после сдачи соответствующих экзаменов и поступил (но в связи с недостатками моего здоровья - близорукость) на специальность «Водные пути сообщения» (гидротехник).

Вместе со мной учились в одной группе (взводе) ребята,которые закончили Горьковское детское речное пароходство - Саша Панов, Леша Платонов, Витя Гриб.

Наша специальность оказалась очень интересная и многогранная - это и геодезия, и топография, и судовой механик, и специалист по земснарядам, и по шлюзам, и по путевой речной обстановке….

Качество преподавания в ГРУ было выше всех похвал.

Практику (после окончания 3 и 4 курсов) курсанты проходили на различных реках на штатных должностях - на Волге, Печоре, Свири, Неве, Оби, Лене, Кубани, Дону….

Училище (ГРУ) закончил в 1968 году и был направлен в качестве техника в Научно-изыскательскую партию (лабораторию) Управления Канала имени Москвы. Работа была очень интересная, но…

Но военкомат мне не дал там долго поработать - встал вопрос о призыве в армию - мне было 20 лет (как и другим выпускникам ГРУ).

Ранее в ГРУ была военная кафедра и курсантам ГРУ после прохождения ими на 5 курсе 6-ти месячной стажировки на флоте и сдачи госэкзаменов, присваивали звание «лейтенант» и отправляли в запас - и они спокойно работали на речном флоте по своим специальностям – необходимым и в военное время. Но Хрущев - это все поломал…. И вот, в результате, после 4,5 лет обучения в училище закрытого типа (которым и было ГРУ - у нас были и взвода и роты, командиры рот, строевой отдел, дежурства, наряды, увольнения, строевая подготовка, настоящая флотская дисциплина, кубрики и др. т.е. все - как в любом военном училище (кроме присяги и оружия) - выпускников ГРУ почти сразу после окончания училища призывали на флот (3 года службы) или в армию - 2 года службы) - рядовыми - на разные специальности, и почти никогда по тем специальностям, которые получены были в ГРУ (служили и связистами, и в стройбате, и в боцманских командах, и сигнальщиками, и в штабах, и в охранных войсках и др. В результате после службы в армии на свои «речные» специальности возвращались далеко-далеко не все… Это я узнал, когда встретились на 20-летие окончания училища).

В военкомате мне предложили поступать в высшее военное училище (срок обучения 4 года) - практически по одной из полученных мной специальностей - Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище. Куда я поступил в августе 1968 г. и затем прослужил в Вооруженных Силах 29,5 лет.

Вот такие мои воспоминания о родном для меня Московском детском речном пароходстве и Горьковском речном училище им. И.П.Кулибина.

Столбов Евгений Павлович - полковник в отставке