Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Военная служба и работа в училище

Иван Александрович Павлов, командир 3-й ротыТрудиться в Нижегородском речном училище я начал в марте 1961 года. А до этого в течение 17 лет служил в рядах Вооруженных Сил страны.

Меня призвали в Красную Армию в ноябре 1943 года, и я в воинском эшелоне со станции Сергач проделал длительный путь через всю страну во Владивосток. Здесь в учебном отряде Тихоокеанского флота получил военную специальность минера. После этого тем же путем проехал обратно, поскольку был направлен на Черноморский флот, где на крейсере «Красный Крым» служил младшим минером.

Еще не закончилась война с фашистской Германией, как в марте 1945 года меня включили в спецкоманду офицеров и матросов, направляемых в США для получения американских кораблей по ленд-лизу. И опять из Симферополя мы ехали больше месяца в товарных вагонах на восток. В конце мая погрузились на транспортное судно, в его трюме 11 суток добирались до Америки. Прибыли в бухту Ковбей на Аляске. Там на тральщике вместе с союзниками - американскими матросами учились боевому делу, осваивая приборы, механизмы и вооружение.

Затем в июне 1945 года на переданном нам корабле-тральщике в течение пяти суток совершили переход в Петропавловск-Камчатский. Здесь мы проводили регламентные работы своих механизмов, продолжая службу.

В начале августа 1945 года мы шли во Владивосток. 9 августа, на переходе до Сахалина, ночью нас разбудил сигнал «боевой тревоги». Стоя на своем боевом посту, я увидел три характерных белых пенистых следа - по направлению к нашему судну шли торпеды. Нас спасло только то, что мы имели меньшую осадку, а вражеские торпеды рассчитывались на днище крупного корабля. В 9 часов утра мы прибыли в порт на севере Сахалина, где была наша база, и узнали, чти СССР с 00 часов 9 августа находится в состоянии войны с Японией как союзник США. Мы поняли, что нас атаковала японская подлодки.

Во время подготовки воинской операции по высадке нашего десанта на японскую территорию с 11 по 25 августа корабли нашего дивизиона тралили мины. В одном из рейдов во время траления, будучи на боевом посту, я был контужен, а корабль получил пробоину. За участие в выполнении боевого задания командования награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Японией».

Моя служба с конца 1945 года проходила в Камчатской военной флотилии на морском охотнике за подводными лодками. С 1950 года служил главным старшиной десантного корабля. Затем после окончания курсов политработников мне присвоили звание младшего лейтенанта, я окончил экстерном высшее политическое училище и, будучи назначен на эскадренный миноносец «Властный», 4 года прослужил на нем замполитом командира корабля.

В конце декабря 1960 года по решению правительства состоялось сокращение Вооруженных Сил нашей страны на 1 млн. 200 тыс. человек. Я дал согласие на демобилизацию, у меня со службой в отдаленных местах получилось 25 лет. Так я стал пенсионером Вооруженных Сил СССР. Документы на место жительства оформил в г.Горький.

После демобилизации подал документы на трудоустройство в отдел кадров Горьковского речного училища на должность командира роты. В связи с сокращением в стране Вооруженных Сил здесь ликвидировался военный цикл, а система осталась пока полувоенная. Руководству училища было выгодно принять на работу бывших офицеров. Начальник училища тех лет М.В.Любимцев, бывший партийный работник, поступил правильно, объявив конкурс. В результате из 34 офицеров, подавших заявления по конкурсу, прошли только 16 человек. Из прошедших конкурс примерно 75% были политработниками, имевшими солидный опыт работы с личным составом в Вооруженных Силах СССР. Нам нужно было время на адаптацию, так как мы курсантов своих рот не знали, к тому же, как правило, все роты были с курсантами разных курсов, в одной роте могли быть курсанты III и I курса.

Личный состав курсантов принял нас по-своему, мы ведь были уже без погон - старались нас, новичков в данном учебном заведении, на чем-то провести.

Чтобы глубже вникнуть в распорядок дня, учебный процесс и быт курсантов, приходилось раз в неделю ночевать в Доме курсанта с расчетом проверить самоподготовку курсантов, наличие курсантов на вечерней поверке, заправку обмундирования на ночь, утренний подъем, выход на физзарядку, построения на прием пищи и переход строем из ДК в УК и, наоборот, переход из УК в ДК после занятий. Контроль за выполнением распорядка дня был для командиров рот одним из главных в их работе.

Я произвел выпуск курсантов, доставшихся мне от предыдущего командира. Но более планомерно стал подходить к делу и удовлетворение от работы с курсантами лично начал ощущать, когда в сентябре 1965 года получил новое пополнение в составе 4 учебных групп (120 человек) на базе 7 классов. Свою работу начал с ознакомления летом с их документами, записал в свою тетрадь все их данные, особенно характеристики из школ, автобиографии, кто к каким видам спорта более склонен. Ведь пришлось, исходя из анкетных данных, комсостав роты подбирать, секретаря комсомольской организации и членов бюро, а также состав профкомитета роты. Эти общественные органы играли в повседневной жизни курсантов огромную роль. Я опирался на них в поддержании дисциплины и порядка в повседневной жизни, с их помощью контролировал учебу.

В роте был заведен порядок: еженедельно по пятницам подводить итоги по дисциплине, учебе, чистоте и порядку в жилых помещениях-кубриках и местах общественного пользования роты. На совещании по подведению итогов всегда присутствовали старшина роты, его заместители, старшины групп и их заместители, секретарь комсомольского бюро роты и председатель профкомитета роты, комсорги и профорги групп, физорг роты. Итого получался солидный актив - 24 представителя курсантского состава, определявших, какая группа занимает первенство по учебе, чистоте и порядку, какое место в роте заняли, какие отмечены недостатки и положительные стороны, на что надо в дальнейшем обратить внимание.

Вопрос о дисциплине меня не беспокоил, так как нарушителей ее не было. По распорядку дня ежедневно с 17 до 19 часов проводилась самоподготовка курсантов. Ее контролировали командир роты и комсомольско-профсоюзный актив. Иногда приходили на самоподготовку в Дом курсанта для контроля курсантов руководитель судоводительского отделения В.А.Осипов, классные руководители. Особенно мне хотелось бы отметить классных руководителей группы 43 СВ Маргариту Ефимовну Частову и группы 42 СВ - Дарью Васильевну Пестову, которые с поступления курсантов и до выпуска были классными руководителями этих учебных групп.

Такая система подведения итогов состояния дел в роте сохранялась в течение всей учебы - с I курса и по III включительно. Впоследствии, после окончания училища, будучи уже на различных командных должностях и работая в других отраслях народного хозяйства, на юбилейных встречах с сокурсниками, бывшие курсанты высказывали свои мнения по этому поводу. Для них такие требования имели определяющее значение в успешном окончании училища, и, будучи в новом коллективе, они использовали все положительное в своей работе, творчески претворяя формы и методы, при- o обретенные за время учебы, в деле воспитания своих подчиненных.

С 1969 по 1989 год я работал в училище военруком - преподавал начальную военную подготовку по всем разделам ее программы. Пришлось много потрудиться по созданию материальной базы. Требования со стороны военкомата, отдела милиции и представителей Министерства речного флота были довольно жесткими. Все это лимитировало по времени. Особенно оборудование оружейной комнаты, оснащение ее сигнализацией, приобретение малокалиберного оружия, боеприпасов к нему, оборудование тира, отвечающего мерам безопасности, и многое другое. Эта база была создана благодаря помощи руководства училища, особенно его начальника Николая Кузьмича Медведева.

Курсанты с удовольствием изучали курс НВП. Особенно их увлекала работа с оружием, стрельба из него боевыми патронами во время летних 5-дневных сборов. В течение учебного года стреляли из МК оружия в своем тире и на соревнованиях - районных, городских, областных и союзных среди команд игры «Орленок». Мы занимали 1-е места в районных соревнованиях, городских и областных среди средних учебных заведений. В 1982 году участвовали во Всесоюзном финале игры «Орленок» в г.Куйбышеве. Призовых мест мы хотя и не получили, но были отмечены в хорошей одиночной подготовке по конкурсу «Хорош в строю - силен в бою». Предмет НВП у курсантов воспитывал любовь к Вооруженным Силам СССР, ее командным кадрам и рядовому составу.

В 1972 году по решению правительства Министерство речного флота в ряде училищ ввело стажировку курсантов на боевых кораблях после окончания обучения. Это мероприятие помогало сохранять кадры для речного флота и создавало хороший резерв для ВМФ по различным специальностям, являлось хорошим стимулом повышения качества учебы, поддержания организованности и дисциплины. Мне, как руководителю курсантов на военных сборах, ежегодно приходилось весь период быть с ними и навещать их в местах прохождения стажировки, интересоваться размещением и бытом курсантов, ходом выполнения программы.

Занятия по ГО с преподавательским составомВ ходе учебного процесса 2 раза - осенью 1972 года и весной 1973 года -- я с курсантами от начала и до конца стажировки был на кораблях КС флота. А с осени 1973 года и по декабрь 1987 года курсанты проходили стажировку на кораблях Краснознаменной Каспийской флотилии, которые находились в различных военно-морских частях, дислоцировавшихся в городах Баку, Махачкале, Красноводске и Астрахани. Наибольшее количество курсантов размещалось на кораблях, дислоцировавшихся в Баку, в остальных городах было по одной - две учебных группы. В пунктах размещения курсантов весь период стажировки присутствовали представители училища - военрук и преподаватели. Стажировка длилась 45 дней по разработанной штабом ВМФ программе. По ходу изучения курсантами программы командование кораблей назначало дату принятия военной присяги, а по окончании изучения программы от всех курсантов принимались экзамены и по их результатам издавался приказ о присвоении им воинского звания старшина 2-й статьи запаса. Впоследствии, через 3-4 года, многих из них по линии военкоматов, где они стояли на учете, призывали на переподготовку на корабли ВМФ.

За 15 лет много курсантов прошли стажировку. Отзывы командиров частей о курсантах за время прохождения стажировки были только положительные, руководству училища направлялись письма о хорошей военной подготовке курсантов в стенах училища, их организованности и дисциплинированности.

В связи с отменой стажировки курсантов после окончания училища стали призывать на службу в Вооруженные Силы СССР. Мы обращались к призывникам с просьбой поддерживать связь с училищем. И действительно, многие курсанты присылали письма классным руководителям и начальникам специальности. Я как военрук был заинтересован в переписке с командиром части или его заместителем по политчасти, чтобы знать, как наш курсант выполняет свой воинский долг перед Родиной. Отзывы командиров части были хорошими, я и классные руководители бывших курсантов использовали эти письма для военно-патриотического воспитания курсантов, продолжавших учебу в училище.

За время изучения курса НВП использовались различные формы военно-патриотического воспитания, некоторые из них в настоящее время продолжают существовать, а другие, такие как смотр-конкурс «Песни и строя», ушли в забытье, как и турпоходы на 25 км с проведением спортивных мероприятий во время «большого привала». Выполнением такого оздоровительного мероприятия были довольны все: и курсанты, и командиры, и воспитатели.

Я полагаю, что многие военные теперь очень сожалеют о ликвидации изучения курса НВП, так как ранее молодежь в Вооруженные Силы призывалась на 80-90% уже подготовленной к службе, чего не наблюдается сейчас.

Мне предложили работу начальника штаба ГО училища, хотя на общественных началах я ее уже проводил в училище с 1975 года. В новой должности предстояло изучить множество документов, касающихся планирования, создания на объекте формирований ГО общего назначения и необходимых служб ГО, проводить занятия с КНС, организовывать занятия с личным составом формирования и сотрудниками училища, регулярно проводить тренировки и учения по ГО. Постепенно вник в требования документов и претворял их в планы, приказы и распоряжения начальника ГО училища.

В целом состояние ГО в училище по результатам проверок вышестоящих органов признано как «объект ограниченно готов к выполнению поставленных задач». Личный состав формирований в простейших условиях, во время тренировок по ГО, действует четко и правильно. Коллектив училища по сигналам ГО действует быстро, активно участвует в выполнении нормативов, умеет оказать «пораженным» доврачебную помощь.

Тренировка курсанов по ГОВ наступившем 2004 году мы серьезно трудимся над выполнением плана ГО ЧС. Начальник училища Н.П.Савинов в конце декабря 2003 года прошел обучение в УМЦ ГО ЧС Нижегородской области. Все 5 руководителей групп занятий по ГО с сотрудниками училища с 12 по 16 января 2004 года прошли обучение на курсах ГО ЧС города.

Мне самому, другим участникам ВОВ и ветеранам Вооруженных Сил нашей Родины приходится постоянно встречаться с курсантами училища и проводить с ними U^C^DI на героико-патриотические темы, о боевых и трудовых традициях нашего Училища.

И.А.Павлов,
начальник штаба ГО и ЧС речного училища.