Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище имени И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Швабра

Не рассказать о швабре, это не рассказать ничего. Нет флота без швабры. Это можно сказать, культ.

Нужно заранее знать, зачем тебе нужна швабра. Если палубу на судне драить, то это одно. В казарме полы мыть - другое. Нужно в каждом случае определиться с весом и длиной моющей части. Для этих целей нужен канат. Причем канат пеньковый и ни в коем случае не синтетический, иначе не намокнет. На боевых кораблях этого, конечно, нет. Но если это вспомогательный флот или технический, не говорю уже про речной, то при внимательном осмотре кормы вы увидите, что в воду идет прочный трос или канат. Знайте, там швабра. Почему в воде? Поясню, швабра должна быть пушистой. А для этого она должна поболтаться в воде, особенно на полном ходу. Тогда швабра приобретет необходимую мягкость и шелковистость. Незаменимое качество флотской швабры: это намокаемость и впитываемость. Другими словами, сколько воды отдаст швабра при проведении ее по палубе вперед, столько же она должна впитать при движении обратно. А если ты ее слегка повернешь, то практически тут же породистая швабра отдаст всю воду.

Настоящая швабра-это произведение. Сделать ее - искусство. Равнодушный человек обречен на провал. Он соорудит в лучшем случае половую тряпку на палочке. А флотская швабра, повторяю, это поэзия. Начиная от выбора каната, как я сказал ранее, и заканчивая ручкой. Это тоже непросто. Ручка должна быть прочной, абсолютно гладкой, можно сказать отполированной. Руками ее доведут, конечно, до совершенства, до зеркального блеска, но это потом. Вначале ручка должна быть хотя бы гладкой и как можно меньше сучков. Но были любители, виртуозы боцманского дела, которые брали ствол как можно сучковатее при относительной прямизне и обрабатывали его, шлифовали. Тогда появлялась рукоять прямая, но бугристая, очень приятная на ощупь. Но это, повторяю, высший пилотаж. Как правило, ограничивались прочной гладкой ручкой. Но это еще не все, уверяю вас, далеко не все. Очень многое зависит от крепежа. Вы же не задумывались, как закрепить метр распущенного каната, чтобы он не слетел с рукоятки, когда швабра тащится на полном ходу за судном? На палке (пока это не рукоятка, это еще палка) делаются специфические вырезы (без чертежа не понять, но поверьте на слово), которые обеспечивают абсолютную неслетаемость пеньки с рукоятки. Вырезы делаются только ножом, чтобы не оставить излишних надрезов, могущих нарушить целостность рукоятки. Иначе она вас подведет. При нажиме может хрустнуть. Это позор. Это уже не швабра. Свист и улюлюканье вам будут обеспечены. Потом, когда готова рукоятка, надрезы высчитаны и оформлены должным образом, наступает черед равномерного распределения волокна вокруг низа рукоятки и надреза недалеко от него. Проще паза. Думаю, что наиболее сообразительные даже представят эту конструкцию. После наступает талант мастера по технике завязывания узлов и затяжке всей этой волокнистой пружинистой массы. Это уже мокрое дело, иначе при первом же намокании вся конструкция слетит и опять позор. Это архисложная задача обмотать рукоятку не дав слабины. Но и швабру может делать не каждый. Даже не каждый боцман. Идет несколько выверенных отработанных операций, прежде чем возникнет шедевр, предмет труда. Рукоятка должна быть не маленькая, но и не большая, по росту. В это тоже есть своя хитрость и рационализм. Швабра должна летать сама, не утруждая драющего палубу. При малейшем толчке она должна лететь вперед и остаться в руке за счет небольшой оплетки на рукоятке. Небольшое движение назад-полетела, родимая, обратно. Должен сказать, что обуви швабра не терпит, никакой. Форма одежды предпочтительнее всего босиком и закатанные брюки. Можно без них, допускается. Но обувь, ни-ни. Одно движение и ботинки противно зачавкали. Вот такое произведение рук человеческих флотская швабра.

В.А.Гришин