Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Валерий Петрович Елисеев

Дистанция длиною в жизнь

Без малого 65 лет заслуженный работник транспорта России, кандидат социологических наук, начальник НРУ им. И. П. Кулибина Валерий Петрович Елисеев следует наказу отца: «Люби и уважай людей, они ответят тебе взаимностью». Это правило помогло ему завоевать доверие коллективов крупных предприятий отрасли: заводов имени 40-й годовщины Октября и «Теплоход», а также Волжского ГБУ, в каждом из которых талантливого руководителя вспоминают добрыми словами.

Красивое слово «кораблестроение»

Валерий Петрорвич Елисеев, начальник НРУ им. И.П.КулибинаРодившись на берегу реки Барыш в селе Красный Бор, что в Ульяновской области, Валерий с детства грезил спортом. По окончании школы у юноши был 1-й разряд по лыжам, а вот приоритеты в выборе института отсутствовали.

— Мне тогда очень понравилось слово «кораблестроение», — с улыбкой вспоминает Валерий Петрович, — и я стал готовиться к поступлению в Горьковский политех. Впервые оказавшись в городе на стрелке двух рек, в поисках института шел по набережной и свернул раньше времени (как бы не пропустить!) направо, на улицу Пискунова. Будто сама судьба вела меня — прямо передо мной выросло внушительное здание Горьковского института инженеров водного транспорта. Узнав, что здесь тоже есть факультет кораблестроения, а поступить легче, чем в политех (карман-то жгла повестка в армию), остался. На экзаменах набрал полупроходной балл. Прихожу в приемную комиссию, на лацкане пиджака — значок 1-го разряда. Институтский тренер по лыжам как увидел, «поступишь», говорит. Из ГИИВТа я выпускался уже кандидатом в мастера спорта по лыжам. Мастером так и не стал: в последний год обучения получил на соревнованиях травму. Не иначе как снова судьба «уронила» меня в снег в Архангельске, а то не быть бы мне директором завода.

Спорт помог Валерию Петровичу еще раз — когда встал вопрос с распределением. В финале лыжной гонки, в которой без пяти минут дипломированный корабел стал чемпионом Волжского бассейна, к нему с предложением работы подошел председатель профкома завода «Теплоход». В то время это было одно из самых крупных предприятий системы речного флота, распределения на которое практически не существовало, в основном действовала династическая преемственность. Но для молодого спортсмена сделали исключение. На имя ректора пришел запрос, на заводе, поскольку вакансии отсутствовали, ввели должность помощника мастера судостроительного цеха.

— Но я больше тренировался и выступал за честь предприятия, чем работал, — посмеивается Валерий Петрович. — А тут вдруг освободилась должность мастера на стапеле, и мне вопрос ребром поставили: «Что дальше думаешь делать: бегать или работать?» Я выбрал судостроение.

Не механик, не кузнец — организатор

Отслужив в армии, мастер Елисеев вернулся на завод, да не один. Дорожа ценным работником, руководство выделило ему комнату в общежитии, куда Валерий въехал вместе с женой. С Лидией он дружил еще в школе, а как окончил институт, молодые люди расписались.

В январе 1973-го Валерия Петровича назначили заместителем начальника судостроительного цеха по производству.

— Видимо, работал неплохо, — рассказывает он, — потому что через три года поставили меня во главе кузнечно-прессового цеха. Я, правда, отнекивался, мол, я же не кузнец, а кораблестроитель. Но директор завода сказал, что это не важно: нужен организатор.

Устроитель из Валерия Петровича был отменный. За короткий период времени цех из отстающего стал вперед бегущим. Опять же помогли спортивные навыки. Новому начальнику удалось организовать бригады по принципу соревнований так, что кузнецы перековали все слитки, какие были, выполнили все текущие заказы и остановились в ожидании следующих. Ну и, конечно, в убытке не остались.

Пришла очередь Валерия Петровича убеждать начальство, что он не механик, потому что на этот раз в его подчинении оказались работники механического цеха.

— Огромная площадь: четыре пролета по 120 метров и пятый для сборки поперек, мастеров тьма, — рассказывает он о цехе. — Но мне снова повезло. Прочитав в журнале статью про то, как на Калужском турбинном заводе сформировали бригады с оплатой труда по конечному результату, загорелся идеей и ввел этот метод среди механиков. Впоследствии на нашем опыте бригадный принцип распространился на все остальные цеха завода, на предприятия отрасли и Горьковской области.

В 33 года Валерий Петрович стал заместителем директора «Теплохода» по снабжению, транспорту и сбыту. И снова моментально сориентировался, увидел проблему и решил ее, организовав обособленный транспортный цех с трехсменным режимом работы.

— Сработало так, что лучше не могло быть, — утверждает В. П. Елисеев. — Года через полтора завод оказался в первой тройке рейтинга Горьковской железной дороги по простою вагонов.

Самый молодой директор

В середине 80-х годов Валерия Петровича назначили директором судостроительно-судоремонтного завод им. 40-й годовщины Октября. В 37 лет он стал самым молодым руководителем в системе речного транспорта. Узнав, что за последнюю семилетку для заводчан не построено ни одной квартиры, новый директор сразу взялся за дело. По опыту Свердловской области организовал первые в системе речного флота молодежные комсомольские отряды, которыми за пять лет были построены 450 квартир, котельная, столовая, судокорпусный цех, ФОК.

— А потом пришел приказ — вернуться на родной завод «Теплоход», — вспоминает Валерий Петрович. — Так получилось, что я оказался тринадцатым по счету директором, и мне достался один из самых сложных периодов в истории предприятия. Тогда менялась не только экономика — весь государственный строй.

В это время нашему герою поступает заманчивое предложение от министра речного флота Л. В. Багрова стать его заместителем. Но, хотя Валерий Петрович и окончил-таки в 1990-м престижную Академию народного хозяйства, а через три года защитил кандидатскую диссертацию в области социологии, от высокого поста отказался.

— Не хотел оставлять завод в трудное время, — объясняет он. — Наступило 1 января 1993 года. Я шел на работу и вместе со мной шли еще три тысячи человек, которым необходимо на что-то жить, а у нас ни одного заказа, потому что никому наши якоря и краны не нужны.

Впрочем, команда руководителей быстро сориентировалась в условиях рыночной экономики. Пришлось предприятию в кратчайшие сроки осваивать новые виды продукции, пользующиеся спросом. Продавали электроды, литье, поковки. Вскоре ситуация начала выправляться, появились заказы. Предприятие впервые вышло на зарубежных партнеров: немцам построило баржу, в Китай отправило пять кранов. Одновременно с уверенностью в завтрашнем дне на территории завода появились фонтан и соловьи. А в 1994 году команда «Теплохода» выиграла кубок России по футболу среди производственных коллективов.

Проект-мечта

Как спортсмен со стажем, Валерий Петрович сравнивает свой трудовой путь с лыжной гонкой, выделяя на дистанции четыре этапа, на каждом из которых он возглавлял разные предприятия. О первых двух мы уже рассказали, третий прошел в Волжском ГБУ.

— «Я заводской человек, мне надо, чтобы соляркой пахло», — убеждал я тех, кто уговаривал меня стать руководителем бассейнового управления, — рассказывает бывалый лыжник. — Но в конце концов согласился. Когда занял кресло руководителя, политический уровень этого главного органа управления на речном транспорте был нулевой. Кроме того, почти 40 процентов линий связи на Волге не работали. Буквально за два года мне удалось наладить работу во всех филиалах, открыть дополнительный, 13-й, филиал, наладивший связь и приступивший к ее модернизации. У нас первых из всех 16 ГБУ были отработаны электронные карты судоводителей. В целом я потрудился над имиджем управления так, что, когда приезжал в любой город от Ярославля до Астрахани, меня встречал замгубернатора.

В апреле 2009 года Валерий Петрович стал начальником НРУ им. И. П. Кулибина.

— Я благодарен ректору Волжской академии В. И. Минееву за это решение, — говорит он, — и очень доволен, что попал в хороший коллектив, с которым у нас сложились доверительные отношения. Преподаватели без помех занимаются повышением своего педагогического уровня, а мои заботы сосредоточены на капитальном ремонте Дома курсанта и учебного корпуса.

Начальником училища бережно хранится масштабный проект обновления зданий, в постепенное воплощение которого ежегодно вкладывается немало средств. Так, в 2009 году ремонт обошелся в почти полмиллиона рублей, на следующий год — в два миллиона. В 2011-м полностью приведена в порядок крыша учебного корпуса на сумму одиннадцать миллионов рублей.

— Думаю, что это моя финишная работа, — утверждает Валерий Петрович. — В нее вложено много сил и опыта. И я мечтаю, что в скором времени мы увидим соответствующий современности облик старейшего речного училища страны, которому в следующем году будет 140 лет.

Анна Кочеткова. Фото Владимира Южакова.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)