Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Долгими дорогами - в люди

Педагогическая стезя - не самая легкая в нашей стране. Только люди- бессребреники, действительно отмеченные талантом в этой сфере, выбирают ее и остаются верны на протяжении всей жизни. Сегодня наш рассказ именно о таких Учителях - недавних юбилярах Нижегородского речного училища им. И.П. Кулибина.

ТРИ СЛУЧАЙНОСТИ

(Раиса Платоновна Трянина)

Трынина Раиса ПлатоновнаЗаведующая методическим кабинетом НРУ Раиса Платоновна Трянина называет профессию учителя самой лучшей. Однако в выборе ее, впрочем, как и во всей жизни этой женщины, Его величество случай сыграл решающую роль.

В юности девушка Рая жила на Северном Кавказе. Когда подошло время определяться с будущей специальностью, она по совету старшей сестры поехала поступать в Краснодарский пищевой институт. Но, послушав «страшные» рассказы абитуриентов о слишком большом объеме работ по черчению, таки не подала туда документы. Не заезжая домой, неудавшаяся работница питания прибыла в Пятигорск и тут же поступила со своей серебряной медалью в местный пединститут. И никогда не жалела о том, потому что, по словам Раисы Платоновны, в сути профессии под названием «Учитель» сконцентрирована сама жизнь. Оттого и нет более благодарной и в то же время сложной, напряженной работы, чем обучение детей и молодых людей.

После окончания второго курса будущий педагог вышла замуж. С мужем, ныне профессором-консультантом ВГАВТа Иваном Иосифовичем Тряниным, познакомилась тоже случайно - в турпоходе. Кстати, в день выхода этого номера газеты супруги отмечают золотую свадьбу!

- Он приехал по туристической путевке из Горького, а я была инструктором по туризму в его группе, - вспоминает Раиса Платоновна. - Провели вместе три недели, а потом… еще 50 лет.

Помню, как тогда в поход меня проводил брат со своими детьми. Маршрут лежал через горы Кавказа, перевал Бечо, Долину нарзанов. В каком-то месте я немного подзабыла, куда идти, а Иван меня укоряет: «Замужем, а память-то девичья». Оказалось, он принял моего брата за мужа. Так и узнал, что я не замужем, взяв, видимо, это себе на заметку. А горы - это такая романтика! Красота Долины нарзанов, громадный старинный замок, ночь, звезды, танцы под радиолу… Когда уже возвращались в Кисловодск и проезжали замок коварства и любви, будущий муж произнес: «Передо мной стоит дилемма: одному домой возвращаться или с тобой». Таким было его объяснение в любви.

Отправившись домой через Москву, Иван Трянин, бывший уже кандидатом наук, пришел к министру образования и попросил перевести меня в Горьковский пединститут. Через некоторое время после начала учебного года вызывает меня декан факультета, требует объяснить ситуацию: вот, мол, на столе приказ министра о переводе. А я сама не думала, не гадала, что все так серьезно. Папа, когда услышал, что его дочь уезжает в другой город, сказал: «Деньги на билет туда я тебе даю, обратно запоминай дорогу: по шпалам, по шпалам».

В Горьком 20-летняя студентка Рая и 31-летний ученый, преподаватель Иван Трянин начали свою семейную эпопею. Жили в общежитиях, даром что супруг имел ученую степень. И только в 1969 году уже ставший профессором Трянин получил квартиру.

Вскоре после этого опять-таки случай привел Раису Платоновну учительницу школы № 30, в Горьковское речное училище. Отдыхая с мужем в спортивном лагере водного института, она познакомилась с начальником учебного отдела ГРУ Николаем Кузьмичом Медведевым.

- Как-то приходит супруг домой и рассказывает, что звонил Медведев, просил, чтобы я перешла работать к нему, - улыбается Раиса Платоновна. - Муж отказал. Никуда, мол, она не пойдет, у нее и гак все прекрасно. А во мне тут же заговорило чувство противоречия: что это он за меня решает! И с легкой руки Медведева с 13 октября 1969 года я работаю в училище. Сначала - преподавателем русского языка и литературы, затем занялась методической работой. Когда дело подошло к пенсии, мне сказали: наладишь метод-работу, тогда пойдешь. Вот до сих пор и налаживаю.

Сейчас Раиса Платоновна - председатель областного методического объединения методистов и заведующая методкабинетом училища. Со всеми тревогами и вопросами педагога НРУ идут к ней. Она и выслушает, и совет даст, и окажет реальную помощь. Профессор Иван Иосифович Трянин, разменявший уже девятый десяток, продолжает работать в водной академии. Он даст фору любому студенту по ясности памяти. Супруги воспитали двух сыновей. На радость всей семье растут внуки. Семнадцатилетняя Евгения окончила школу с серебряной медалью и поступила в архитектурно-строительную академию. Внуку Ване в конце этого года исполнится пять лет.

Так три случайности дали Раисе Тряниной все. Включая простое жизненное счастье.

ЧЕЛОВЕК-РТУТЬ

(Владимир Иванович Крылов)

Крылов Владимир ИвановичЗаместителя начальника НРУ по воспитательной работе Владимира Ивановича Крылова редко можно застать на месте в своем кабинете. Говорят, что в одно и то же время он способен появляться в разных уголках училища, Шутка, конечно, но этого энергичного человека коллеги и правда сравнивают с ртутью.

В коллективе педагогов речного училища Владимир Иванович появился относительно недавно - в феврале 2002 года. Дня него это уже третье место работы и всякий раз - капитальная привязанность к людям и делу, которым он занимается.

Окончив среднюю школу, юный Володя дважды пытался поступить в Калининградское высшее военно-морское училище. После очередного провала устроился работать на завод. А через год пришла повестка из военкомата, в котором его определили на флот. Направили в Северодвинск, где Владимир окончил школу техников Краснознаменного Северного флота с дипломом электромеханика по судовому оборудованию. Пять лет служил на атомной подводной лодке.

- Лодка выходила на боевые патрулирования, - рассказывает Владимир Иванович о службе, - и, по сути дела, представляла собой передвижную стартовую площадку для ракет. Погрузимся, уйдем подо льды, на поверхность не всплываем, даже не знаем, где идем. Конечно, служить было тяжело, но экипаж оказался замечательным, дружным. Видимся с ребятами до сих пор, связь не теряем. Пару лет назад, например, встречались в Санкт-Петербурге, отмечали 30 лет формирования.

Север подводник Крылов вспоминает с восхищением - красивая осень, переменчивое море. Еще бы - ведь этот холодный край подарил ему любовь. В родной город он вернулся не один - привез супругу. Галина Всеволодовна Захарова по образованию инженер-кораблестроитель по строительству подводных лодок. Когда училась по специальности в Ленинграде, была в своей группе единственной девушкой среди ребят. После работала под Владивостоком.

Вернувшись с Севера в Горький, Владимир Иванович 20 лет проработал в школе № 72. Начинал пионервожатым, закончил заместителем директора по воспитательной работе. В промежутке получил диплом в Горьковском пединституте. Все бы было замечательно, да финансово сложное положение вынудило искать другое место. А тут как раз освободилась должность заместителя начальника НРУ по воспитательной работе. Вскоре и жена устроилась сюда же - преподает теорию устройства судна.

- Когда сам прошел курсантскую школу, понимаешь заботы ребят училища, - говорит Владимир Иванович. - Годы службы, в частности, привитые за это время умения поддерживать порядок во всем и самостоятельно принимать решения, очень помогают в работе с ними.

Как педагог своей задачей я вижу воспитание хорошего человека. Специалист может быть сколь угодно грамотным, эрудированным и практически подкованным, но при этом плохим человеком. Цель педагога - пробудить в ученике хорошее, его самые лучшие чувства. Вот здесь и появляются такие слова, как «патриотизм», «гражданин», «добрый», «терпимый».

Каждую весну мы с курсантами приходим на могилу И.П.Кулибина, и я все время обращаю их внимание на фразу в надписи на плите: «верный сын Отечества». Добавим - «и флота», и вот он - портрет достойного гражданина и водника.

На вопрос «Удалось ли воспитать хорошего человека в своей семье?» Владимир Иванович ответил: «Мы старались», со всей очевидностью поскромничав. Вместе с супругой он вырастил пятерых детей, каждый из которых в той или иной степени воплотил в жизнь одно из юношеских увлечений или замыслов отца Старший Владимир увлекся радиоаппаратурой настолько, что поступил в Баумановский университет в Москве. Митя окончил ВГАВТ, замечательно играет на гитаре, пишет песни. Галя учится в Нижегородском художественном училище на отделении дизайна. Иван поступил в этом году в калининградское учебное заведение, которое так и не покорилось его отцу - теперь оно называется Балтийский высший военно-морской институт. Не определилась пока только младшенькая Танюша - ей еще несколько лет учиться в школе. Но уже никто не сомневается, что ее жизненная дорожка будет светлой, честной и прямой - как и отцовская.

Анна Моисеева. Фото Вадима Мардавьева.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)