Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Владимир Петрович Малышев

Человек положительных крайностей

7 апреля вся мировая общественность отмечает День здоровья. Здоровье каждого - бесценный дар, который даётся от природы. И только от отдельно взятой личности зависит, как им распорядиться: загубить смолоду или закалить в течение жизни.

Начальник объединённого отделения эксплуатации внутренних водных путей и судовых энергетических установок Нижегородского речного училища Владимир Малышев никогда в жизни не покидал своего рабочего места по болезни. Только не пишите об этом, - доверительно говорит он, - Разве это достижение? Я же обычный человек..

Обычный человек с самого детства не давал себе поблажек. Закаляя организм, одновременно закалял характер и силу воли. Когда учился в Горьковском речном училище, защищал его честь на спортивных соревнованиях в составе сборной команды по самбо. Уже в армии получил первый разряд по этому виду борьбы, что дало возможность сдать и на первый разряд в ВСК (военно-спортивный комплекс).

Другое увлечение, переросшее постепенно в необходимость и даже стиль жизни, появилось у Владимира Петровича с седьмого класса школы. Плавать в ледяной воде было для него так же обыденно, как принимать тёплый душ.

С поступления в училище это детское увлечение обрело серьёзную направленность. Тогда юный «морж» узнал, что в городе существует секция зимнего плавания при бассейновом совете ДСО «Водник». Под руководством организатора секции Леонида Андрианова её участники практически ежедневно устраивали купания «во льдах», вырубая для этого манны и дорожки. Каждую зиму проходили официальные массовые чаплииы, и которых стал участвовать и Владимир, В газетных статьях тех лет его называли самым молодым «моржом».

1965 год: секция «моржей» в полном составе- Нам, юным курсантам, был важен пример, - рассказывает «морж» со стажем. - Для меня это были патриархи «моржевания»: Андрианов, Гарусов, Вахминов, Куренков. Да и серьёзное отношение к нашим мероприятиям давало дополнительные силы, Во время заплывов останавливали трамваи на Окском мосту, чтобы зрители могли наблюдать с него за происходящим, натягивали заграждающие канаты, дежурила милиция. Многие удивлялись, как я, мальчишка, мог вставать каждый день в полпятого утра, и пока остальные ещё мирно снят, ехать на реку, прорубать во льду место для плавания и нырять в ледяную воду. И после как ни в чём ни бывало появляться на занятиях в училище.

На днях (2004 г.) Владимиру Петровичу исполнилось 58 лет. Но распорядок его дня раз и навсегда отработан: ранний подъём, ежедневно - зарядка и контрастный душ, До 50 лет «человек-здоровье» ещё и бегал по 10-12 километров вкруговую, пока жена, врач-терапевт и начальник медсанчасти речного училища, не запретила ему, мол, хватит суставы себе портить.

Уже в 7 утра начальник отделения па рабочем месте, совершает обход своих владении. Смотрит, чтобы у курсантов ботинки были начищены, и рубашка отглажена, и волосы подстрижены… Порядок должен быть во всем, И кто, как не старшие наставники, способны внушить эту прописную истину мальчиткам.

Мне есть чем аргументировать свои методы воспитания. Ведь и могу работать с открытым забралом. Вот уже 30 лет, как не беру в рот ни капли спиртного, да и раньше им не увлекался. Не курю. Пацаны обо мне всё знают, часто удивляются: «Ну а как же, говорят, вы Новый год встречаете?» Отвечаю; кофе, тортом. «И что, даже шампанского нет?» Нет. Потому что я человек крайностей, но крайностей положительных… Постоянно объясняю курсантам: вино и курение - добровольное сумасшествие. Мальчишкам необходима хорошая память и работоспособность, а иначе на судах делать нечего. Хорошая физическая подготовка позволит без хлопот переносить штормовые условия, нести вахту. Ведь случись что-нибудь со здоровьем во время длительного плавания, к берегу тут же не причалишь, к врачу не побежишь. Я знаю это, проплавав 10 лет в должности первого помощника механика на земснарядах Поволжского ГБУ. а особенно в должности вахтенного механика на судах Беломорско-Онежского пароходства.

Держать себя и свою жизнь в рамках не очень-то легко, но для меня это уже вошло в привычку, Парадокс, но рамки, в которых держу себя, позволяют мне жить свободно. Я себя не загоняю, просто работаю настолько, насколько могу: Всё делается для пацанов - главное уважительно относиться к ним.

Такая жизненная позиция Владимира Петровича приносит ему уважение курсантов, преподавательского состава и - заслуженный почёт. Кроме звания «Почётный работник речного флота», в прошлом году Владимир Петрович был удостоен звания «Почётный работник среднего профессионального образования».

Анна Моисеева. Фото Валерия Важнева
(по материалам сайта http://vnpinfo.ru/)

По страницам судьбы

Книга жизни начальника объединенного отделения эксплуатации внутренних водных путей и судовых энергетических установок Нижегородского речного училища Владимира Петровича Малышева, который в конце марта 2006 г. отметил свое 60-летие. Содержит немало увлекательных страниц. Некоторые из них мы приоткроем.

Отвага детства

Послевоенное детство Владимира Петровича во многом напоминает фильм «Республика ШКИД». Семья Малышевых, в которой было пятеро детей, жила на станции Уста Уренского района Горьковской области совсем не безбедно. Отец Володи вернулся с войны раненым, но от инвалидности отказался и так, с осколками в теле, проработал до конца своей жизни.

Курсант Володя Малышев (в центре) с друзьями

Зимой мальчишки - и Володя вместе с ними - развлекались тем, что забирались на крыши пассажирских вагонов или товарняков, и когда поезд трогался со станции, кувыркались в сугробы. Между столбами было всего метров пятьдесят, а они соревновались, кто дальше улетит. Хорошо, что родители не знали о таком бессмысленном и довольно опасном проявлении отваги.

Искусство благородной драки

Учась в пятом классе, Володя устроил в школе боксерскую секцию. Все, от первоклашки до старшеклассника, шли к нему заниматься. Обучающий желающих «тренер» одновременно и сам тренировался, отрабатывая стойки и удары ю книжным пособиям. На изготовление перчаток перетаскал у матери целый тюк ваты. Она потом все удивлялась: куда что девается? Но «жертвы» того стоили - тренировки дали ребятам мощную закалу, пригодившуюся затем во взрослой жизни.

От подъема до отбоя

Пятнадцатилетним подростком Владимир поступил на путейское отделение Горьковского речного училища и смог прочувствовать казарменный режим жизни от подъема до отбоя.

Уже тогда в нашем герое присутствовали основательность и рассудительность взрослого, благодаря которым начальник путейского отделения Д.В.Кардаков выделил его из двух групп нового приема и назначил командиром взвода, как раньше называли старшину группы. Увлеченный комвзвода заряжал энергией и своих сверстников. Под его руководством они выходили на физзарядку, строем шли на занятия и обратно… В группе был идеальный порядок. И все пять лет обучения Владимир был бессменным старшиной.

При этом комвзвода увлекался плаванием в проруби. Каждое утро в любую погоду поднимался за полтора часа до подъема, из Дома курсанта ехал к Канавинскому мосту, принимал водные процедуры и возвращался к завтраку. А после - целый день занятий и хорошая успеваемость по всем предметам!

Цветы из цилиндра

Непревзойденным «магом и волшебником» вспоминают Владимира Петровича его однокурсники. На вечерах художественной самодеятельности, а потом и в армии, он умел удивить зрителей серпантином лент из пустого кармана, букетами цветов из цилиндра или манипуляциями с колодой карт.

Увлечение так называемым оригинальным жанром началось у юного Володи в 64-м году, когда в Горьком открылся цирк. Пораженный мастерством профессионального фокусника на арене, наш герой выписывал специализированные книги из разных городов и постепенно шлифовал свои умения с помощью многочисленного реквизита. Позже он выступал даже на сцене клубов под сопровождение духового оркестра.

По рекам и морям

Обе практики по окончании 3-го и 4-го курсов, Владимир проходил в командных должностях: сначала техника и старшего техника изыскательной русловой партии в Краснодаре, затем третьего помощника командира-третьего помощника механика в Краснодарском районе водных путей. В первом случае ему даже пришлось пару месяцев замещать начальника партии. В общем, и здесь Володя проявил себя уникумом - настолько редко практикантам оказывали такое доверие,

После окончания училища десять с лишним лет Владимир Петрович проработал на водном транспорте: на земснарядах Волжского ГБУ в качестве первого помощника механика, на судах «река-море» плавания Беломорско-Онежского пароходства в качестве вахтенного механика.

Работая в Волгоградском районе водных путей вторым помощником командира земснаряда под номером 1007, Володя познавал премудрости своей специальности у прекраснейших людей и профессионалов. До сих пор вспоминает он командира Семена Львовича Фролова, который умел и воспитывать, и по-дружески помогать. У старшего механика Константина Ивановича Абрамова Владимир научился сложнейшим операциям судоремонта. После такого опыта он затем играючи работал на судах «река-море» плавания, щелкая как орешки мудреные силовые установки и разнообразные системы. Мог повозиться пару суток с новыми чехословацкими или немецкими механизмами и работать с ними дальше, как со старыми знакомцами.

На «Балтийском-101» и «Амуре-2506» Владимир Петрович исходил вдоль и поперек Атлантику, Балтийское и Баренцево моря. В самый разгар своих плаваний довелось ему отслужить в парашютно-десантной части авиационно-истребителького полка по охране южных рубежей в Каракумах и снова вернуться на реки и в моря.

Вы что, издеваетесь?

Владимир Петрович в окружении курсантов первого года обучения

Уже четверть века Владимир Петрович работает педагогом НРУ и больше десяти лет - начальником двух специальностей: судомеханической и путейской. Но вот если бы в годы обучения курсанту Малышеву сказали, что он будет начальником специальности, тот бы ответил: «Вы что, издеваетесь?» Потому что для учащихся того времени эта должность внушала такой уважительный трепет, что даже двери кабинета начальника специальности обходили стороной. Хорошо, что сейчас такого нет, и, в перерывах между занятиями в кабинете Владимира Петровича настоящее столпотворение. Потому что он всегда умел завоевать авторитет ребят. И завоевывает до сих пор, хотя с современными мальчишками этот «фокус» проходит намного сложнее.

Под его началом более 400 курсантов, каждому из которых нужен индивидуальный подход, полное доверие и понимание. В ответ и они начинают доверять педагогу и начальнику, а значит, с удовольствием учатся и отдыхают. В течение 10 лет показатели успеваемости и дисциплины объединенного отделения под руководством В.П. Малышева выше, чем у других отделений училища. Именно путейцы победили в недавнем конкурсе «Мистер НРУ-2006». А как они всей командой канат перетягивают - любо-дорого посмотреть!

Свежие страницы

Владимир Петрович Мылышев- Я бы все свою жизнь повторил без изменений, - говорит Владимир Петрович. - Были, конечно, и хорошие времена, и трудные, но это нормальные жизненные сложности.

Сейчас среди его главных радостей - семья и успехи курсантов. Супруга Марина Викторовна пятый год заведует медсанчастью училища. Шестнадцатилетний сын Митька заканчивает школу. В 15 лет он прыгал с парашютом - ему понравилось. Значит, в отца пошел: такой же бесстрашный и целеустремленный. И он впишет в книгу жизни Владимира Петровича еще немало новых страниц. По крайней мере, мы этого им желаем.

Анна Моисеева. Фото Вадима Мардавьева, Архив В.П.Малышева
(по материалам сайта vnpinfo.ru/)

Тот, кто раскручивает маховик знаний

Владимир Петрович Малышев из тех людей, которые, как он сам выражается, постоянно «испытывают себя на растяжку, на излом». В конце марта (2011 г.) ему исполнилось 65 лет, и он по-прежнему просыпается «с жаворонками», принимает холодный душ, подтягивается на турнике. Ровно в семь утра бодрым шагом входит в свой кабинет заведующего отделением водных путей и судовых энергетических установок (ВП и СЭУ) НРУ им. И.П. Кулибина

В свое время отец Владимира Петровича в составе кавалерии под началом Семена Буденного прошел три войны. Ни градланская, ни финская не оставили на нем своих страшных отметин. Только в 1942-м отважного кавалериста измолотило на мине. Врачи собрали по частям, подлатали, подлечили и выдали справку с рекомендацией «Двухнедельный отпуск при воинской части». А часть-то на передовой…

Каков отец, таков и сын… Вот и у Владимира Петровича - своя линия фронта, на каждом следующем этапе жизненного пути - новая, но с нее он - ни шагу назад.

***

Владимир Петрович всегда легко находит общий язык с курсантами. Ведь он спрашивает с них только то, чего сам придерживается.

- Было время, в качестве командира роты я выезжал с курсантами второго курса на сельхозработы, - рассказывает он. - Ребята не без грешков, после работы позволяли себе пива выпить. Если я на вечерней поверке замечал их неадекватное поведение, говорил: «Вы знаете, что делать: переодеваемся в спортивную форму и бежим кросс». Я не заставлял их бегать вокруг меня, это воспринималось бы как унижение. Бежал вместе с ними, на равных. Конечно, они не выдерживали темп, начинали задыхаться, просили остановиться, а я им: «Бежим, бежим»... После такого кросса у них всякая охота нарушать дисциплину пропадала.

С годами в этой скромно обставленной комнатке ничего не меняется. Впрочем, так же неизменны приветливость и жизнерадостность ее хозяина, распорядок дня, методы воспитания курсантов. Поколения плененных романтикой голубых дорог сменяются, династии речников продолжаются, а серое здание кузницы волжских кадров незыблемо возвышается над суетой современности, даря своим ученикам непреходящие ценности: знания, физическую подготовку, чувство локтя и долга, ответственности за выбранное дело.

В свое время Владимир Петрович тоже постигал азы речной науки на жесткой курсантской скамье. Окончил сначала путейское, затем судомеханическое отделения Горьковского речного училища. Потом отслужил в парашютно-десантной службе ВВС Советского Союза по охране южных рубежей в Каракумах. Десять с лишним лет проработал на земснарядах Волжского ГБУ и судах смешанного (река-море) плавания Беломорско-Онежского пароходства… И вернулся в альма-матер, чтобы делиться с ребятами своим немалым опытом и воспитывать достойную смену.

Многое - своими силами

Стаж педагогической деятельности Владимира Петровича - 30 лет, из них 17 он возглавляет объединенное отделение путейской и судомеханической специальностей.

Путь к этой должности - еще одно испытание себя на крепость. Началось все с того, что в середине 80-х командир роты Малышев оказался единственным, кто согласился занять должность заместителя начальника ГРУ (им тогда был Н.К. Медведев) по административным вопросам. Огромный объем работы пугал многих, а Владимир Петрович отважно бросился прямо в «пекло» и проработал замом несколько лет, пока Медведев не вышел на пенсию. А после, по словам самого Владимира Петровича, ему можно было даже отстающий совхоз поручить - поднял бы без проблем.

Но довелось поднимать отделение путейской и судомеханической специальностей. Еще при начальнике ГРУ в 1994-2000 годах Г. Н. Чураеве, который и начал объединение.

- Я был уверен в себе, - рассказывает Владимир Петрович. - Да и с ребятами контакт всегда находил. Первые восемь лет работал даже без заместителя. Но ни за эти годы, ни за последующие девять лет не то что нареканий, никаких вопросов от руководства ко мне не было. Такой у меня склад характера - я всегда стараюсь опережать события.

За годы руководства Владимир Петрович сделал многое для отделения. Совместно с родителями учащихся ему удалось восстановить некоторые полуразрушенные, непригодные для обучения аудитории. Таким, например, был кабинет навигационного оборудования.

- Его отремонтировали родители ребят, причем по собственному желанию, - рассказал Владимир Петрович. - Силами преподавателей и курсантов были восстановлены наглядные пособия: стенд гидроузла со всеми проблесковыми автоматами, действующие схемы. Отреставрировали и подняли сюда настоящие буи, которые в свое время достал через Волжское ГБУ начальник отделения в 1987 - 1994 годах Александр Иванович Пырков. В аудитории новая мебель и хорошая атмосфера для получения знаний, но главное - все пособия соответствуют реальной навигационной обстановке. А это очень хорошая помощь будущим путейцам и судоводителям.

В прошлом году был отделан и оборудован кабинет экономики - опять же своими силами. Им заведует очаровательная женщина и отличный специалист Валентина Павловна Тарина. В свое время она работала в управлении грузовых перевозок ОАО «СК Волжское пароходство». И вот уже 6 лет преподает в НРУ. А в этом году еще и ведет классное руководство у двух групп судомехаников. Ее дружная 11-я группа, кстати, заняла второе место в недавно прошедшем конкурсе «А ну-ка, парни!» и первое место по перетягиванию каната. Есть чем гордиться!

Воспитание с чистого листа

Сегодня отделение ВП и СЭУ - одно из наиболее успешно развивающихся в училище. Владимиру Петровичу удалось сплотить вокруг себя замечательный коллектив высококлассных специалистов и чутких, но требовательных педагогов. Среди них и старейший работник НРУ преподаватель гидротехнических дисциплин Владимир Николаевич Балясников. На протяжении 40 лет он работает с курсантами, не считаясь со своим личным временем.

А ребята поступают очень разные. Один все схватывает на лету и учится с удовольствием («Посмотрите, курсант у нас на костылях пришел на занятия, зато какое стремление к знаниям», - полушутя-полусерьезно сказал «корифей» Владимир Николаевич о повредившем ногу учащемся, когда мы заглянули к ним на урок), а с другими работать и работать, чтобы из них получились хорошие специалисты.

- Самый сложный вопрос для отделения и училища в целом - успеваемость последних лет, - сетует Владимир Петрович Малышев. - Сегодня о первостепенности человеческого фактора не устают повторять, на флоте столько случаев аварийности. А корень проблемы - в незнании, недопонимании, недисциплинированности. Поэтому хоть и с горечью, но приходится отсеивать нестабильных ребят: одного за неуспеваемость, другого за прогул. Таким необязательным на флоте делать нечего!

Но все же заведующий отделением никогда не теряет надежды, что даже из самого сложного мальчишки получится настоящий человек и грамотный речник.

- Я работаю с чистого листа, мне не надо никаких характеристик, - утверждает Владимир Петрович. - Если парень понимает, что надо стараться, - будто маховик раскручивается, пошло-поехало, и к 4-му курсу, глядишь, он уже на одни четверки учится. А когда видишь, что ребятишки идут тебе навстречу, есть и настрой для работы с ними.

* * *

Пять-шесть лет назад именно Владимир Петрович предложил принимать в училище девушек. Скептиков было много, но он твердо стоял на своем: ребят нужно окультуривать, ведь в присутствии представительниц противоположного пола они учатся сдержанности в эмоциях и действиях. И добился-таки своего. Сегодня на отделении ВП и СЭУ учатся около 40 девушек. «Первые ласточки» поступили 4 года назад и в этом году получат диплом. Как и все курсанты, они тоже прошли «школу мужества» - отработали на практике в штатных должностях: Даша Сибирякова - на земснаряде лебедчицей, Настя Веселова - техником в изыскательской партии. - Когда придет пора выходить на пенсию, говорю я сам себе, - делится Владимир Петрович, - не стыдно будет итоги подвести - кое-что в жизни сделал... …Отделение поднял, подхватим мы, добился приема девушек, а еще вместе с супругой Мариной Викторовной (до 2009-го она заведовала медсанчастью Дома курсанта) вырастил сына. Дмитрию сейчас 21 год, он с головой погружен в учебу и, хотя по стопам отца пока не пошел - учится на юриста в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, - собирается тоже попробовать себя «на излом» и отслужить - после университета уже офицером - положенный срок в армии.

* * *

Владимир Петрович всегда легко находит общий язык с курсантами. Ведь он спрашивает с них только то, чего сам придерживается.

- Было время, в качестве командира роты я выезжал с курсантами второго курса на сельхозработы, - рассказывает он. - Ребята не без грешков, после работы позволяли себе пива выпить. Если я на вечерней поверке замечал их неадекватное поведение, говорил: «Вы знаете, что делать: переодеваемся в спортивную форму и бежим кросс». Я не заставлял их бегать вокруг меня, это воспринималось бы как унижение. Бежал вместе с ними, на равных. Конечно, они не выдерживали темп, начинали задыхаться, просили остановиться, а я им: «Бежим, бежим»... После такого кросса у них всякая охота нарушать дисциплину пропадала.

Анна Кочеткова
(по материалам сайта http://vnpinfo.ru/)