Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Анна Ивановна Оладышкина

Водница в семье преподавателей

Радиофизик по образованию, Анна Ивановна Оладышкина волею судеб оказалась в прославленной кузнице водных кадров - Нижегородском речном училище им. И.П.Кулибина. В ноябре она отметила юбилейный день рождения.

Анна Ивановна ОладышкинаХотя в роду у Анны Ивановны педагогов было предостаточно, к реке они никакого отношения не имели. Она же стала не просто речником, но и заслужила звание «Отличник речного флота».

Аня появилась на свет 10 ноября 1956 года в городе Горьком. Ее мама, Надежда Николаевна, преподавала математику в железнодорожном техникуме. Отец, Иван Иванович Шмелев, в 1941 году восемнадцатилетним пареньком ушел на фронт. После войны окончил радиофизический факультет Горьковского университета, остался там преподавать, затем работал в ИПФ РАН старшим научным сотрудником, стал кандидатом физико-математических наук.

- В моей семье профессия преподавателя - традиционная,-рассказывает Анна Ивановна - Директором школы работала бабушка по линии мамы, прекрасным преподавателем литературы была бабушка по линии отца. Сейчас и мой старший сын помимо научной работы занимается преподаванием.

Сама Анна Ивановна поначалу пошла по стопам отца и окончила радиофизический факультет Горьковского государственного университета им. Н.И.Лобачевского и по распределению пришла работать в Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ). Сначала была инженером, затем младшим научным сотрудником. Вышла замуж. Муж Владимир Николаевич окончил Горьковский политех, опытный инженер. За более чем 25-летний стаж совместной жизни у них сложилась крепкая семья. Воспитали двоих сыновей. Старший, Сергей, окончил технический университет, аспирантуру защитил диссертацию, занимается научной работой. Младший, Иван, учится в 10 классе научно-образовательного центра при ИПФ РАН, куда был приглашен как победитель городской олимпиады по физике.

Работая в НИРФИ, Анна Ивановна активно участвовала в научно-исследовательских работах под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР В.С.Троицкого, во всесоюзных конференциях и выставках, публиковалась в научных журналах. Но желание заниматься педагогической работой не оставляло ее никогда.

Случай помог устроиться в речное училище. Работавший в свое время вместе с отцом А.И.Оладышкиной заведующий радиоэлектротехническим отделением НРУ заслуженный учитель школы РСФСР Леонид Семенович Юматов подыскивал достойную кандидатуру на должность преподавателя курса «Импульсная и микропроцессорная техника» и предложил это место дочери бывшего коллеги. Согласившись, Анна Ивановна ни разу не пожалела об этом. Напротив - втянулась, взяла на себя ряд других предметов, изучила их речную специфику и с 1987 года работает в преподавательском коллективе НРУ. В следующем году она отметит 20-летний юбилей трудовой деятельности.

А.И.Оладышкина не просто педагог высшей категории, председатель цикловой методической комиссии радиотехнических дисциплин училища. Она также автор шести примерных программ последнего образовательного стандарта, семи рабочих программ, методических разработок А значит, по составленным ею программам работают преподаватели всех речных учебных заведений уровня НРУ.

А.И.Оладышкина среди своих воспитанниковВместе с курсантами каждое лето Анна Ивановна бывает на групповой плавательской практике - в прошлом году на теплоходе «Октябрьская революция», в этом - на «А.И.Герцене». Интересуется оборудованием по своему профилю, расспрашивает об особенностях его функционирования и использования, чтобы затем передать знания ребятам.

По отзывам коллег, эта хрупкая женщина с тихим голосом способна собрать вокруг себя группу рослых курсантов, которые будут безропотно ее слушать. Ребята приходят к ней на занятия начиная со второго курса. И каждый год преподаватель Оладышкина наблюдает, как еще не совсем сдружившиеся и лишь отчасти понимающие мотивы своего обучения, они в конце четвертого курса становятся сплоченной, целеустремленной группой будущих речников. Ее стараниями в том числе.

Анна Моисеева. Фото Вадима Мардавьева.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)

С курсантами и техникой в ладу

Как ни одно судно не обходится без гирокомпаса, так и курсанты Нижегородского речного училища им. И. П. Кулибина заплутали бы в дебрях радиоэлектронных и электромеханических дисциплин без опытного направляющего - отличника речного флота Анны Ивановны Оладышкиной. 10 ноября 2011-го преподаватель отметила юбилей со дня рождения, а в следующем году исполнится 25 лет, как она работает в училище.

В поисках интересного

Радиофизик по образованию, Анна Ивановна и не предполагала, что свяжет свою жизнь с воспитанием специалистов для реки. В старейшую кузницу флотских кадров ее привел заведовавший радиоэлектротехническим отделением ГРУ заслуженный учитель школы РСФСР Леонид Семенович Юматов. Это был 1987 год.

С головой окунувшись тогда в специфику подготовки речников, сейчас Анна Ивановна чувствует себя в ней как рыба в воде. Она председатель методической комиссии радиоэлектротехнических дисциплин, преподавание которых - ее основная специализация. В 2011-м педагог начала заниматься с электромеханиками, в том числе по программе новой для нее дисциплины «Судовые электроэнергетические системы». Ее изучают, начиная с 3-го курса, а в год выпуска сдают государственный экзамен.

- Вот сколько лет работаю, и снова что-то новое, - говорит Анна Ивановна. - Конечно, подготовить план обучения дисциплине - это сложно, но и увлекательно. Знакомый предмет порой наскучивает, хотя преподавать каждый раз одинаково все равно не получается. Вместе с общемировым прогрессом и мы не стоим на месте - находимся в постоянном поиске информации по последним новинкам судовой техники. Хочется увлечь ребят, ведь когда интересно, учиться легко и приятно, знания сами укладываются в голове. Важно только, чтобы они преподносились не только понятно, но и наглядно, для чего мы используем проектор, применяем информационные технологии. К тому же, когда преподаватель выходит к курсантам с ноутбуком, ребята, считающие себя продвинутыми пользователями, начинают относиться к нам уважительнее.

По словам Анны Ивановны, проблемой для училища является покупка дорогого современного оборудования, использующегося на судах, скажем, гирокомпаса или эхолота.

- У нас есть образцы, но они устарели, - сетует педагог. - Информацию о новинках судовой техники выискиваем в Интернете. Но, конечно, лучше, если бы курсанты могли воочию изучать реальные устройства.

Будущие радисты и электромеханики с удовольствием работают на практических занятиях, на которых есть возможность пощупать аппаратуру, понаблюдать ее в действии. Анна Ивановна и опытные инженеры, заведующие лабораториями Ирина Васильевна Платонова и Владимир Александрович Галкин, разрабатывают наглядные лабораторные стенды, с помощью которых ребята увлеченно изучают работу радиоэлектронных устройств, например, генератора или мультиплексора.

Хрупкая женщина с паяльником в руках

Миниатюрная Анна Ивановна, обладающая от природы негромким голосом, совсем не похожа на строгого педагога-радиофизика, который без проблем справляется с «бандой» рослых парней, с закрытыми глазами может начертить на доске амплитудно-частотную характеристику и умеет держать в руках паяльник. Но все это действительно ей удается.

- На радиомонтажной практике я показываю ребятам, как самим собирать и паять схемы, - подтверждает Анна Ивановна. - Начинаем с разъемчиков, проводочков, потом беремся за более сложные задачи. Я и студентам водной академии такую же практику проводила. Они ничем не отличаются от курсантов в заинтересованности делать что-то своими руками.

Вместе с воспитанниками преподаватель бывала на групповых практиках. Ходили на теплоходах Волжского пароходства до Астрахани, Москвы, Углича.

- На судах ребята ощущают себя иначе - у них глаза блестят, потому что речные просторы и приобретаемая ими специальность открываются перед ними во всей красе, - рассказывает Анна Ивановна. - В реальных условиях они примеряют на себя разные судовые профессии. Мы же делаем упор на свои особенности: общаемся с радистом, наблюдаем радиооборудование в работе. В конце сентября 2011-го я впервые проводила для будущих электромехаников ознакомительную экскурсию на катамаране «Отдых-1». Подошла к электромеханику судна, «покажите, - говорю, - мне главный распределительный щит, сейчас разберемся, какие тут у вас генераторы». А после объяснила всё ребятишкам.

С первокурсниками электромеханического отделения Анне Ивановне делить все невзгоды и радости до самого выпуска как классному руководителю одной из групп. В день торжественного посвящения в курсанты ее подопечным зачетки вручал почетный гость - председатель областного Законодательного собрания Евгений Викторович Лебедев. Это самым лучшим образом отразилось на желании ребят учиться.

- Так хочется, чтобы все у них было хорошо, только бы лень свою побороли, - говорит Анна Ивановна и переводит взгляд на засушенную розочку в вазе на рабочем столе. - Вот в прошлом году я выпустила группу радистов, а недавно один из выпускников пришел с цветами. «Думал, что не получу диплом, отчислят, - говорит. - Спасибо, заставили меня взяться за ум и доучиться!» Такие слова всегда приятно слышать.

Напоследок Анна Ивановна признается:
- Я с удовольствием хожу на работу. Конечно, у нас обучаются разные ребята: и хорошие, и трудные. Но если их всех не любить, то и делать здесь нечего.

Анна Моисеева. Фото Владимира Южакова.
(по материалам сайта http://www.vnpinfo.ru/)