Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Виталий Анатольевич Осипов (1936-2002)

Виталий Анатольевич ОсиповВ 1987 году Указом Президиума Верхними го Совета РСФСР за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов и многолетний добросовестный труд почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» было присвоено Осипову Виталию Анатольевичу - заместителю начальника Горьковского речного училища.

По-особому понимаешь важность творческого труда учителей, идейной направленности работы педагогов-новаторов, таких, как Виталий Анатольевич. Он был пятым преподавателем ГРУ, отмеченным почетным званием «Заслуженный учитель РСФСР». Когда он сам в свое время узнал об этой волнующей новости, в ответ на поздравления коллег сказал, что связывает присвоение почетного звания не с личными заслугами, а с успехами и достижениями всего коллектива преподавателей училища.

В училище все связано с рекой. Так что нет ничего удивительного в том, что бывший начальник училища Н.К.Медведев сравнивал своего заместителя по учебно-производственной работе В.А.Осипова с первым штурманом корабля. Сам он, разумеется, был капитаном. Так вместе они долгие годы и вели свой «корабль», минуя педагогические мели, методические пороги.

Педагогическая деятельность заместителя начальника училища, руководителя учебного отдела В.А.Осипова была неразрывно связана с работой преподавателей, неотделима от их педагогического творчества.

Виталий Анатольевич сам многое делал для улучшения подготовки судоводителей: разрабатывал методику проведения плавательской практики, привлекал командный состав флота к активному участию в руководстве практикой, сам конструировал и изготавливал наглядные пособия и тренажеры, все это - совместно с преподавателями судоводительского отделения. Он на высокий уровень ставил методическую работу в училище, искал новые ее формы, принимал активное участие в деятельности Волго-Вятского зонального и центрального (Минречфлота) методических кабинетов. Под его руководством и при непосредственном участии был подготовлен ряд учебных планов и программ, составлено множество методических разработок, широко внедренных в учебный процесс.

Осипов, кажется, создан был для своей беспокойной деятельности. Несомненно, он являлся главным лицом, организующим в училище учебный процесс. Во многом благодаря трудам Осипова созданы хорошо оборудованные лаборатории, учебные аудитории, педагогический кабинет. В этот кабинет нередко заглядывают преподаватели из других училищ страны. Едут, например, прокатиться в отпуск по Волге - непременно зайдут в педагогический кабинет и оставляют благодарственные записи в книге отзывов: «Ваше училище, по-существу, стало методическим центром», «Работа вашего педагогического коллектива заслуживает всяческих похвал»…

Виталий Анатольевич не сковывал преподавателей своим присутствием, был справедлив и доброжелателен, обладал важным качеством - умением радоваться успехам других педагогов или курсантов. Много помогал преподавателям, к нему охотно шли за помощью и советами. На его уроках учились не только будущие судоводители, но и коллеги-преподаватели, перенимая секреты педагогического мастерства.

Да, конечно, педагогический коллектив училища очень сильный. Но таким ведь он стал не сам по себе. Что скрывать, педагогов тоже приходилось учить… Был такой эпизод. Стоит, нахмурившись, молодой преподаватель. Его пригласили на педагогическую работу как хорошего специалиста, так? К урокам его претензий нет? Да, все верно: и специалист хороший, и занятия проводит толково. А Осипов вздыхал:

- Поймите, у нас специфическое учебное заведение. Ребята оторваны от семей, живут в общежитии. Неужели так трудно навестить их, поговорить, поинтересоваться, как живут, в чем-то помочь?

Осипов хорошо понимал этих пятнадцати - шестнадцатилетних мальчишек. С Камчатки да из Сибири так просто не едут. А ведь в училище есть и такие. Приехали с мечтой о морской (речной) службе. Сам был таким. Вон откуда в свое время прикатил - из Казахстана. Поступил в институт инженеров водного транспорта. Сам водил суда.

Не сразу вошло в систему дежурство преподавателей в общежитии, посещение курсантов по вечерам, но вошло. Преподаватели становились педагогами в полном смысле этого слова. Много делал В.А.Осипов для внедрения системы НОТ в учебный процесс, подготовку к педсоветам, правильное составление расписания уроков.

Говорят: «Учитель, воспитай ученика, чтобы потом было у кого учиться». Вот такая произошла трансформация - молодой штурман В.А.Осипов учился у капитана-наставника В.Т.Филимонова, а когда через много лет тот начал работать в речном училище, они поменялись ролями, и уже В.А.Осипов учил бывшего своего наставника педагогике и методике.

В.А.Осипов и В.В.Копылов на выставке технического творчества курсантов
В.А.Осипов и В.В.Копылов на выставке технического творчества курсантов

А начинал свой путь на речном транспорте В.А.Осипов с учебы в ГИИВТе. Потом плавал штурманом на грузовых теплоходах «Балахна», «Городец». На «Севастополе» работал уже по «совмещенке» I штурманом - III помощником механика. Постепенно повышая свое судоводительское мастерство, стал капитаном «Ракеты-1»; с 1965 года перешел на работу в судоходную инспекцию Волжского бассейна. Но окончательно нашел свое призвание в речном училище, где работал преподавателем, методистом, начальником судоводительского отделения, заместителем начальника училища.

Несомненно, В.А.Осипов мог стать хорошим капитаном, но не менее важна была его работа по подготовке и воспитанию будущих командиров флота. Он мечтал даже привлечь опытных капитанов к преподаванию в училище в межнавигационный период - к чтению лекций, проведению отдельных бесед, где они могли бы поделиться своим богатым опытом.

У Виталия Анатольевича всегда было много забот. Как, например, лучше, доходчивее распространить опыт замечательного математика, заслуженного учителя школы РСФСР А.И.Раева? Как сделать так, чтобы заведующие лабораториями работали на таком же творческом уровне, как заведующий лабораторией электротехники В.М.Староверов?

В глубине души Осипов, конечно, понимал - этот рубеж скорее всего недостижим; Староверов - человек талантливый, по-хорошему одержимый своим делом. И его кабинет вне сравнения. Но надо, чтобы другие к этому стремились.

А.М.Шапиро осматривает выставку методической работы преподавателейЛегко Осипову не было никогда. Менялись учебные планы, программы, приходили новые преподаватели. Да и над совершенствованием своего педагогического мастерства тоже приходилось много работать. Сколько им лично было сделано наглядных пособий - пленок для кодоскопа (проектора), на которых нанесены сложные места реки - мели и перекаты. Осипов-педагог всегда стремился развивать самостоятельность курсантов. Его любимыми уроками были проблемные. Это когда перед учащимися ставилась задача, сам преподаватель почти ничего не объяснял, а объясняли курсанты.

В конце XX века пришло время, когда руководство стало понимать, что учить с применением старых методов было уже нельзя. Необходимо срочно оснащать учебные кабинеты персональными компьютерами. И вот в училище стала приходить новая техника: поступили первые видеомагнитофоны, организовался класс информатики. Появилась необходимость снимать специальные фильмы, писать сценарии. Вышли из положения - сами писали сценарии и снимали учебные фильмы. Это делала специальная группа, в которую вошли В.А.Осипов, В.М.Староверов, Н.Е.Кочетов…

Виталий Анатольевич умело сочетал преподавательскую деятельность с общественной работой, неоднократно избирался членом партбюро и месткома, был заместителем председателя профсоюзной организации училища, часто выступал перед курсантами с докладами на политические темы. В беседах с питомцами училища, рассказывая о Волге, об истории волжского флота, Виталий Анатольевич стремился привить им любовь к избранной специальности, воспитывал в них гордость за свою будущую профессию.

А.Шапуро, В.Кузьмин.