Информационный сайт НРУ

Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина

Подразделение ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Практика 2006 - А практика идет…

В настоящее время (22.09.2006) продолжается практика у курсантов Нижегородского речного училища им. И.П.Кулибина. Третий курс пока отсутствует в полном составе, постепенно возвращаются на занятия ребята второго курса. Об этом мы и беседуем с руководителем практикой НРУ Андреем Валерьевичем Князевым.

Андрей Валерьевич Князев- В чем различия практик, которые курсанты проходят на втором и на третьем курсах?

- Цель практики на втором курсе - получение первичных профессиональных навыков. Она включает в себя групповую плавательскую практику на судах Волжского пароходства. Ребята стоят вахты в машинном отделении, на палубе, в рубке определенное количество часов. Затем сдают зачет преподавателю. Шлюпочная практика, которая теперь по-разному называется в учебном плане у судоводителей, радистов и электромехаников, проходит на водной базе НРУ на борту баржи М-157, а также на ялах.

Слесарная практика, проходящая в слесарной мастерской училища, обязательна только для судоводителей, механиков и путейцев. Ребята учатся нарезать резьбу, выполняют приемы по изготовлению совков, хомутов и многое другое. Если курсант уже имеет рабочую квалификацию моториста, матроса, рулевого, то мы разрешаем все эти виды практики пройти на судне.

В конце третьего курса всю навигацию ребята проходят практику по профилю специальности - работают в штатных должностях. Продолжительность варьируется у разных специальностей, в общей сложности практика начинается в конце мая и заканчивается в конце ноября. Курсанты работают полный рабочий день, выполняют свою судовую роль и должны подготовить отчет по практике. Так ребята готовят себя к командным должностям, к которым могут приступить сразу после окончания училища.

В конце обучения в НРУ без пяти минут специалисты проходят стажировку, минимальной длительностью месяц. Нереально, чтобы каждый курсант поработал в командной должности. Хотя мы даем путевку на стажировку, ребята могут устраиваться в рабочих должностях, но при этом обучаться у представителей комсостава. Судоводитель - на третьего штурмана, механик - на помощника механика, электрик - на помощника механика по электрооборудованию, путеец - на помощника командира земснаряда-третьего помощника механика, радист - на начальника радиостанции.

- Где ребята проходят практику? Устраивают ли их условия работы?

- По-прежнему лидером в списке компаний, принимающих курсантов на практику, остается ОАО «СК «Волжское пароходство»». На сегодняшний день четыре базы технического обслуживания флота, принадлежащие компании (Борская, Городецкая, Жуковская, Октябрьская), приняли на практику по профилю специальности 117 курсантов. Кроме того, этим летом на судах Волжского пароходства прошли плавательскую практику в штатных должностях 10 второкурсников.

Остальные две БТОФ пароходства - Волжская и Звениговская - не подают заявок на наших курсантов, потому что их обеспечивают кадрами местные учебные заведения.

От других предприятий приходят письма-запросы с указанием вакансий. С каждой организацией мы обговариваем самые основные вопросы: какие навыки требуются от ребят, какие условия им предоставляют, размер заработной платы.

Бывает, курсанты увольняются с теплоходов в случае трений между работниками, кому-то просто тяжело трудиться - приходит понимание, что выбранная профессия не для них. Но большая часть ребят без проблем работает всю навигацию, им нравится.

- На сколько больше заявок на курсантов НРУ поступило от Волжского пароходства по сравнению с навигациями прошлых лет?

- Раньше ОАО «Волга-флот» принимало больше ребят на практику. Причина изменений - продажа компанией ряда теплоходов. Правда, появились другие организации, владеющие судами или арендующие их. Но Волжское пароходство все равно лидирует. К тому же мы акцентируем свое внимание на том, что сначала должны закрыть заявку пароходства.

«Волго-Донов» хватит на всех...В этом году 10 человека из особой группы штурманской специальности 21-ШТ, которую готовят на суда «река-море» плавания, проходили практику в качестве практикантов-матросов на теплоходах загранплавания Волжского пароходства. Набирая в этом году 21-ШТ заново, мы предпочли принимать ребят после 11 класса, потому что в море они смогут выйти только по достижении 18 лет.

Прямым курсом - в волгари

В навигацию этого года курсанты второго курса НРУ специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» Алексей Потапов и Альберт Иванов проходили практику на судах ОАО «СК «Волжское пароходство»» в должности моториста-рулевого.

Алексей Потапов и Альберт Иванов Алексей, практиковавшийся на теплоходе «Волго-Дон-137» (Городецкая БТОФ), отработал свою первую навигацию, зарекомендовав себя с лучшей стороны. В его характеристике, составленной капитаном-механиком судна В.В. Стожковым, перечислены только положительные качества юного работника: «добросовестное отношение к своим обязанностям, дисциплинированность, стремление к повышению теоретических знаний и практических навыков».

Алексей считает, что на реке работать сложнее, чем на море. По его мнению, река требует особого мастерства в прохождении. Правда, о работе в море Алексей знает пока только теоретически.

А вот Альберт, за плечами которого уже третья навигация, две последние свои практики прошел на теплоходе «Волго-Дон-169» (Борская БТОФ) в морском плавании. Первую навигацию А.Иванов отработал на «Волго-Доне-5034» во время обучения в Звениговском речном училище. Но там не остался и поступил в Нижегородское речное училище, потому что речного флота на Звениговской БТОФ практически не осталось, соответственно и потребности в кадрах нет.

Перед началом навигации этого года Альберт присутствовал на вооружении «Волго-Дона-169», с командой которого 25 апреля отправился в первый рейс до Астрахани под погрузку серой, а оттуда - в Украину.

Курсант Иванов оказался самым опытным из мотористов на судне. Капитан С.Н.Серов и механик Д.В.Баранов отметили в его характеристике, что все указания он выполнял «своевременно, аккуратно, добросовестно и в срок». Альберт обслуживал машинное отделение, стоял вахты, участвовал в технических осмотрах. Судну уже больше тридцати лет, поэтому постоянно приходилось что-то ремонтировать. Средний ремонт ожидает теплоход только через год.

Алексей Потапов и Альберт Иванов прошли через проверку знаний капитаном-наставником, инструктажи по пожарной и технической безопасности, пожарные тревоги и плановое обучение судовым механиком. Теперь, когда ребята подтвердили свою способность работать в штатных должностях, они могут держать экзамен на должность III помощника механика IV группы судов.

Анна Моисеева. Фото Вадима Мардавьева.
(по материалам сайта http://www.volgaflot.com/)